...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

 

Медиарилейшнз и PR: индивидуальные особенности журналистов

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

Текстовая версия лекции

 

Видеоверсия лекции

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Медиарилейшнз и PR: индивидуальные особенности журналистов"

На поведение корреспондентов накладывает отпечаток то, какой журналистикой занимается сотрудник СМИ – качественной или «желтой». Важно и то, над какими материалами сотрудники редакций работают: над новостями или статьями. Безусловно имеет значение личная организованность, профессиональный опыт, специфические предпочтения в общении, отношение к материалам «со стороны», к окружающему миру, принадлежность к тому или иному психотипу.

 
   

Представители качественной прессы обычно весьма осторожны, щепетильны по отношению к фактам, склоны проверять и перепроверять информацию. «Желтые» журналисты, охотящиеся за сенсациями – беспардонны. Во имя того, чтобы выудить из собеседника нужную информацию, вызвать на откровенность они могут прикинуться друзьями.

Журналисты, занимающиеся новостями, работают в более жестких временных рамках. Они всегда спешат, быстро реагируют на события, не стремятся анализировать или комментировать, готовят относительно короткие материалы, и поэтому им не требуется много вспомогательной информации об истории, событиях прошлого и т.д. У них профессиональное чутье на новинки. Они легко отделяют действительно новое от видоизмененного старого, выдаваемого за новинку.

 
   

Журналисты, занимающиеся статьями, хотя также имеют сроки сдачи материалы, но особенно никуда не торопятся. Они крепко «выстраивают» свои материалы, используя большое количество мнений, комментариев, аргументов, цитат, цифр. Их материалы не обязательно связаны с новинками.

Более опытные журналисты всегда достаточно осторожны. Они не верят на слово, собирают документы, записывают интервью на диктофон. Их вопросы хорошо продуманы заранее. Их трудно сбить с толку. Опытные журналисты редко занимают низкие должности, уступая их новичкам. Обычно они являются редакторами и заместителями редакторов, обозревателями.

Одни журналисты достаточно неорганизованны. Они бросаются на подвернувшуюся работу без всякого плана, много суетятся,  часто откладывают собственно написание материала до последнего срока и часто же опаздывают сдавать его вовремя. Другие журналисты, наоборот, не приступают к работе, не составив плана действий. Они очень собранны, методичны, нацелены на создание качественного материала в установленные сроки.

Разные журналисты по разному относятся к тем или иным техническим достижениям. Одни и часа не могут прожить без компьютера, мобильного телефона, интернета и т.д. Часто они предпочитают получать информацию с помощью технических средств: из интернета, через электронную почту, по телефону, через службы экстренной доставки корреспонденции.

Другие предпочитают получать информацию непосредственно от ее источника, при живом общении с людьми, глядя им в глаза на рабочем месте, в баре или в ресторане.

Одни любят диктофоны, другие, по-старинке, пользуются блокнотами или вообще полагаются на свою память.

Даже если журналист очень любит технику и предпочитает общаться, например, через электронную почту, все равно время от времени стоит встречаться с ним в «реале». Важность живого общения трудно переоценить, т.к. именно оно создает тесные личные связи, долговременные отношения.

Некоторые журналисты отбиваются от присланных им материалов: от пресс-релизов, статей, историй и т.д. Другие, наоборот, жадно собирают всю информацию, как бы она к ним не попадала: и пресс-релизы, и фотографии, образцы продукции, рецензии и комментарии и т.д.

Есть журналисты, которые негативно воспринимают окружающий мир и поэтому они специализируются на критических материалах, во всем пытаются найти какие-либо изъеяны, недостатки и т.д. Но и позитивно настроенных сотрудников редакций также немало.

Журналистов можно отнести к различным образным психотипам. Например, существует следующая классификация:

«Хорек или Терьер.

Опытные специалисты по журналистским рас­следованиям, которые не сдадутся, пока пахнет жареным, даже если это только в их воображении. Они пойдут дальше, и дальше, и даль­ше, преследуя людей, ведя охоту и придерживаясь своего курса рас­следования, пока не получат то, что им нужно. Иногда этот тип жур­налистов обвиняют в том, что они вкладывают свои слова в уста людей или составляют информацию в нужном им порядке, чтобы создать сюжет, который по их убеждению, должен быть именно та­ким. Дайте им что-то, и они, возможно, оставят вас в покое. Но будь­те готовы к тому, что они заподозрят скрытый смысл и проявят уди­вительное упорство, чтобы его прояснить.

Поджигатель Мостов.

В отличие от журналистов, работающих профессионально, которые обычно готовы к неофициальному общению и держат статью до последнего срока, Поджигатель Мостов сделает все, чтобы сделать сенсацию или статью раньше конкурентов. Они невнимательны к контактам или личным свя­зям, ставят карьеру и следующую публикацию на первой стра­нице выше всего. Не доверяйте им деликатную информацию.

Оперившийся Птенец.

Это обычно штатные журналисты, толь­ко что окончившие высшие учебные заведения или колледжи…Оперившиеся Птен­цы, возможно, практиковались в аудиториях, но у них недо­статочный опыт интервью в реальных условиях. Нередко они ограниченно понимают отрасль и темы, на которые пишут. Часто бросаются в омут с головой, заявляя о больших знаниях, чем име­ют. Этот тип журналистов похож на глину в ваших руках; белый лист, на котором нужно писать, и поэтому лучше всего подходят для того, чтобы передать вашу точку зрения или рассказать о ва­шем продукте. Все главные редакторы когда-то были Оперивши­мися Птенцами, и многие из их лучших контактов - те, которые помогли им в начале. Вскармливайте Оперившихся Птенцов, по­могайте им, и, есть надежда, они не забудут вас позже.

Порченые, Отсевки.

Раньше их было множество, но сейчас они редкость. Вы еще можете найти несколько наемных писак, которые хороши только первые два часа каждое утро и бесполезны в остальное время после полудня, после долгого ленча с выпивкой. Берегитесь! Хотя они редко встречаются, но часто могут оказаться лучшими журналистами в округе и обдумать лучший вариант за эти самые два часа, с чем обычный журналист может не справить­ся и за целый день. Часто у них изумительная память, поэтому что-то вскользь упомянутое они могут выхватить из разговора и процитировать позднее. Не надо недооценивать этот тип: они ядо­виты, трудны, не заслуживают доверия; у них чудовищные пред­рассудки и многолетний опыт. Обращайтесь с ними осторожно.

Политиканы.

У всех журналистов есть политическая программа, есть она и у их читателей. Любой журналист стремится защитить интересы своего целевого читателя, и если это не так явно в уни­версальном издании, то вполне очевидно в высококачественных отраслевых публикациях.

Специалисты.

Это обычно журналисты, которые долгое время работали на конкретном участке, например в индустрии моды или развлечений, международного туризма или бизнеса, и зна­ют все, что им следует знать о товарах, потребителях и участни­ках процессов. Вы немного можете сказать этим журналистам - они, вероятно, знают больше вас. Часто с ними легче всего рабо­тать, потому что они высокие профессионалы, при условии, что вы не пытаетесь провести их. Они поймут скрытый смысл и вы­годы вашего товара и, скорее всего, зададут острые вопросы по существу дела. Относитесь к ним с уважением.

Бывалые Профессионалы.

Могут быть самыми опасными жур­налистами из всех, потому что у них есть опыт и уверенность для того, чтобы разрушить ваши усилия, утверждения и точку зрения лучшими и самыми точными аргументами. Эти прони­цательные, изобретательные интервьюеры, обладают таким ог­ромным опытом по предмету обсуждения, что им крайне сложно пустить пыль в глаза или убедить в том, что есть сюжет, когда его нет. Отнеситесь к ним с уважением и спросите их мнение о вашем товаре, услуге или плане маркетинга. Они могут знать гораздо больше о ваших конкурентах, чем кто бы то ни был, поэтому рассматривайте их как уникальный источник инфор­мации.»

Кроме штатных сотрудников редакции существует целая армия внештатных корреспондентов, работающих за гонорар на свой страх и риск. Такие авторы могут быть и в небольших местных, и в крупных национальных СМИ. Большинство изданий используют сочетание штатных и внештат­ных сотрудников. Нередко внештатные сотрудники со временем становятся штатными.

Штатный сотрудник имеет гарантированную зарплату, социальный пакет, рабочее место, должностные обязанности, выходные дни, оплату командировочных и накладных расходов. Внештатные всего этого не имеют и поэтому, например, не очень любят командировки.

Внештатные корреспонденты зачастую работают на несколько изданий и обладают более широким взглядом на окружающую действительность, на состояние рынка, на отношения его участников и т.д. Очевидно, что через внештатного автора можно выйти сразу на несколько СМИ, тогда как через штатного, только на одно.

«Внештатники» очень активны в налаживании отношений с редакциями и могут «протолкнуть» такой материал, который «штатнику» опубликовать не удастся. К тому же отношения внештатного сотрудника и редактора более неформальны и доверительны.

Если внештатные сотрудники берутся за что-то, то есть гарантия, что они доведут процесс до логического конца – у них нет возможности тратить время напрасно. Внештатники вообще все стараются делать быстро.

По результату работы внештатные сотрудники ничем не отличаются от штатных, поэтому с ними нужно точно также сотрудничать.

Главное в работе как со штатными, так и внештатными журналистами – это умение подстраиваться под личный стиль каждого отдельного творческого сотрудника редакции. На практике специалисты по медиарилейшнз, наоборот, пытаются всех журналистов подстроить под собственный стиль работы, и, например, шлют, шлют электронные пресс-релизы тем журналистам, которые их никогда не читают…

 

Видеоверсия лекции"Медиарилейшнз и PR: индивидуальные особенности журналистов"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина"Медиарилейшнз на 100%"

.

 

 

 

 
   

 

 

См. также:

Введение в курс «Медиарилейшнз»

Три цвета медиарилейшнз

Три цвета медиарилейшнз: черный

Три цвета медиарилейшнз: серый  

Три цвета медиарилейшнз: белый

Средства массовой информации в медиарилейшнз

Выбор СМИ в медиарилейшнз  

Внутренняя структура СМИ

Как работает редакция  

Журналисты 

Индивидуальные особенности журналистов

Списки журналистов

Информационный повод

Информационный повод:  качество товара или услуги

Информационный повод: Значимость

Информационный повод:  Благотворительность

Информационный повод:  новизна

Информационный повод:  интересные факты

Информационный повод:  оригинальность

Информационный повод:  конфликтность

Информационный повод:  конкурсы и акции протеста

Информационный повод:  скандалы

Информационный повод:  войны и терроризм

Информационный повод:  спонсорство и эксклюзивность 

Создание информационного повода

Материалы для публикации

Пресс-релиз

Текст пресс-релиза   

Структура текста пресс-релиза

«Шапка», контактные лица и выходные данные пресс-релиза  

Заголовок пресс-релиза 

Введение, основная часть и заключение пресс-релиза  

Редактирование и корректура пресс-релиза  

Пресс-релиз: иллюстрации

Пресс-релиз: фотографии

Пресс-релиз: оформление 

Виды пресс-релизов

Подборка фактов  

Бэкграундер, биография, заявление 

Меморандум

Медиа-кит

Журналистские материалы

Информационные жанры

Аналитические жанры

Художественно-публицистические жанры

Публикации в различных СМИ

Распространение информации

Прямое предоставление информации

Использование интернет-ресурсов

Публичное выступление

Текст выступления

Публичная речь

Спичрайтер  

Личное интервью

Интервью по телефону и для различных СМИ

Специальные мероприятия для прессы

Пресс-конференция 

Подготовка пресс-конференции

Проведение пресс-конференции

Различные виды пресс-конференций  

Брифинг

Презентация

Пресс-тур, дни открытых дверей  

Посещение объекта, путешествия

Организация пресс-тура

Посещение редакции 

Прием для прессы

Общие конференции и семинары  

Выставки и специальные мероприятия 

Управление медиарилейшн

Контакты с журналистами

Обеды, подарки и сувениры

Между рекламной службой и редакцией

Конфликтная ситуация

Пресс-секретарь

Пресс-служба

Пресс-клуб

PR-агентство

Организация медиарилейшнз

Бюджет информационной кампании

Мониторинг

Медиарилейшнз: оценка

Заключение курса «Медиарилейшнз» 

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru