...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

 

Медиарилейшнз и PR: журналисты

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

Текстовая версия лекции

 

Видеоверсия лекции

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Медиарилейшнз и PR: журналисты"

При работе с журналистами весьма полезно разобраться, что это за люди, что ими движет. Понимая логику действий сотрудников газет, радио и телевидения, конечно же, гораздо легче добиться результата – опубликовать необходимый информационный материал.

 
   

Журналисты, как они себя представляют, как они воспринимаются обществом, и как они есть на самом деле – это три больших разницы, как говорят в Одессе.

С точки зрения общества, журналист должен информировать, образовывать, развлекать своих читателей, слушателей или зрителей. В процессе своей работы он исследует, наблюдает, анализирует, комментирует, обсуждает и т.д. И главное, он служит своей аудитории, работает на нее, а не на компанию, которая нуждается в рекламе или продвижении своих товаров и услуг.

Это в идеале, но на практике общество часто воспринимает журналистов как интриганов, любителей порыться в чужом грязном белье, как прислужников власти и финансовых группировок.

 
   

Сами журналисты всячески отвергают неприятные обвинения в свой адрес. Как правило, они романтизируют свою профессию, ощущая себя непреклонными и неподкупными борцами с преступностью, коррупцией, лицемерием, а также защитниками демократии, правды и т.д., в общем, эдакими «Робин Гудами».

Так чего ожидать от сотрудничества с журналистами – ответственного, честного, основанного на фактах подхода или передергивания фактов, манипулирования словами? Можно получить и то, и другое. Все зависит от того, с каким журналистом мы имеем дело. Есть общие черты, присущие всем журналистам, и есть частные, индивидуальные особенности. В работе с прессой необходимо использовать знания и о первом, и о втором.

 

Типичный журналист с точки зрения медиарилейшнз и PR

Для того, чтобы понять работников СМИ, прежде всего необходимо представить, в каких условиях им приходится работать, какие требования к ним предъявляет профессия. Очевидно, что глупым людям в газетах, на радио и телевидении делать нечего. Профессия требует от корреспондентов умения быстро осмыслять и анализировать различные факты, разбираться во всем новом. То есть журналист – это человек достаточно высокого интеллектуального уровня. И не случайно большинство представителей этой профессии имеет высшее образование. Однако сегодня, на рубеже 20-го и 21-го веков, так же обычным делом является и встреча с необразованным, невоспитанным журналистом. Это связано с тем, что вслед за взрывообразным развитием рынка СМИ в российскую журналистику пришла большая волна молодых специалистов, ничего не знающих о критериях профессиональной этики, оригинальничающих, кривляющихся, не имеющих внутреннего самоконтроля, выражающихся языком улицы или еще хуже «зоны».

Очевидно, что в «переходные» годы дефицит журналистских кадров привел к понижению уровня профессионализма. Однако качество работы сотрудников редакций неизбежно повысится. В этом заинтересованы прежде всего сами СМИ: только грамотные журналисты могут создавать полноценный информационный продукт - как «качественную», так и «желтую» прессу.

Очевидно, что не из каждого человека выйдет хороший корреспондент. Нужны определенные способности. Одна из основных - коммуникабельность. Журналистам постоянно приходится иметь дело с большим количеством совершенно разных людей. Поэтому в профессии остаются индивидуумы общительные, легко вступающие в контакт.

 

Риск журналистов с точки зрения медиарилейшнз и PR

Журналисты - это люди, для которых риск является частью работы. В разных ситуациях он может быть разным. Часто это риск, связанный с экстремальными условиями, в которых работают журналисты. Так, например, во время восхождения на Пик Победы - самый северный в мире семитысячник на Тянь-Шане - погиб руководитель новосибирской телестудии «Арго» Александр Горюнов. В Грозном во время теракта на стадионе «Динамо» погиб телеоператор и фотограф агентства «Рейтер» 33-летний Адлан Хасанов.

Во время войны 2003-го года в Ираке коалиционными войсками были обстреляны джипы, на которых двигалась телегруппа ITN (помеченные крупными буквами TV). Так называемым «дружеским огнем» журналист Терри Ллойд был убит, оператор Даниэль Демостье ранен. Двое членов группы - оператор-француз Фредерик Нерак и переводчик-ливанец Хусейн Офман – пропали.

Время идет, однако, техника пока не в силах заменить человека. По-прежнему на передовой войн и конфликтов находятся живые люди с камерами, диктофонами и блокнотами.

Рисковать журналистам приходится не только в экстремальных, но и в самых обычных ситуациях. Сотрудники редакций постоянно находятся под давлением властных или монопольных структур. Например, всеволжской газете «Голос читателя» было отка­зано в распространении. В Краснодаре весь тираж очередного номера газеты «Версия» с крити­кой деятельности губернатора был скуплен «для собственных нужд» и отправлен в департамент СМИ администрации края.

Иногда газеты элементарно «подставляют», выпуская двойники газет. Обычным делом стали угрозы в адрес журналистов. Угрозы зачастую не остаются просто словами. Месть героев публикаций, физические расправы над корреспондентами, увы, не являются редкостью. Одного корреспондента жестоко избили после того, как он раскрыл махинации популярного музыкального коллектива, одновременно гастролирующего сразу в нескольких городах России. Другому корреспонденту порезали лицо ножом, после того как он рассказал о неблаговидных делишках в футбольных кругах. Третьему отбили все внутренности, сломали фотоаппаратуру, когда он пытался снимать в дешевом баре «скрытой камерой».

Когда дело обходится разбитым лицом или аппаратурой, то это еще не самое страшное. Подчас судьбы журналистов весьма трагичны. По всему миру. Во времена диктаторских режимов, и в условиях демократии. Так «в первый же месяц после переворота в Чили была арестована почти треть всех журналистов. Практически все они, независимо от возраста и пола, были подвергнуты пыткам. Большинство из тех, кого вскоре освободили, оказались внесены в «черные списки» и не могли найти не только работу по специальности, но и вообще какую бы то ни было работу. Число журналистов, погибших в ходе переворота или умерших (убитых) затем в тюрьмах и концлагерях хунты, колеблется от 2705 до 2820 человек (часть из них числится до сих пор «пропавшими без вести»)...»

В Мексике «ветеран журналистики и популярный телерепортер Хулио Моралес Феррон был найден 1 февраля связанным с кляпом во рту и забитым до смерти.

В России в Таганроге (Ростовская область) «убита корреспондент ростовской областной газеты «Наше время» Наталья Скрыль...»

Журналистам зачастую приходится опасаться не только физической расправы, но и правового преследования. Две журналистки начали работу в супермаркете в качестве разнорабочих. Они засняли скрытой камерой мясной отдел – самый проблемный участок, - где старое мясо продавалось как свежее. Журналистам помогла очень популярная в США скрытая камера, которая монтируется в очках.

Фильм был показан по местному телевидению. После этого супермаркет подал жалобу, но не против изложенных фактов и их достоверности, а против двух журналисток за то, что те солгали, когда заполняли анкеты при поступлении на работу. Суд принял эти аргументы и осудил журналисток заплатить 5 миллионов долларов.

Не увеличивает безопасность журналистов и то, что их подозревают в работе на спецслужбы. И тому есть причины: не редкость, когда шпионы работают под прикрытием удостоверения работника СМИ. Иногда статус журналиста впрямую используется для решения как террористических, так и антитеррористических задач. Так в 2001 году «корреспондентами», в телекамере которых находилось взрывное устройство, был убит лидер Северного альянса в Афганистане - Ахмад Шах Масуд. В этом же году в Люксембурге во время ликвидации террориста, захватившего в заложники детей и воспитателей детского сада, сотрудники спецслужб выдали себя за журналистов. Для обезвреживания террориста было применено спецоружие, замаскированное под телевизионную камеру.

Очевидно, что телевизионные операторы могут стать мишенью террористов или сил безопасности, которые в определенный момент могут неправильно истолковать действия телевизионных съемочных групп.

Каждый год во всем мире погибают десятки корреспондентов, сотни – уголовно преследуются. Безусловно, профессия журналиста подразумевает определенный авантюризм. Журналист просто вынужден ходить по лезвию информационного ножа. С одной стороны, есть необходимость получить интересный материал, с другой - опасность пострадать за него физически или юридически. Поэтому-то опытный журналист «стрелянный воробей» - одновременно человек и рисковый, готовый лезть в пекло, и осмотрительный, не стремящийся публиковать с ходу любой «жареный» факт.

В наши дни работникам СМИ приходится учитывать еще одну реальность - коммерческую составляющую своей работы. Увы, корреспондент частенько попадает в ситуацию, когда ему хочется поделиться интересным фактом, но он вынужден соблюдать, уж какие есть, правила современной журналистики. Шаг влево, шаг вправо – пиар, реклама.

 

Журналистика – нелегкая работа с точки зрения медиарилейшнз и PR

Очевидно, что журналистика весьма нелегкая работа. Человеку этой профессии тяжело и физически, и морально. Каждый день журналисты вынуждены соприкасаться с общественными и людскими бедами: экономические кризисы, физические травмы, социальные драмы.

Человеку свойственно сопереживать другим людям, попавшим в трудное положение. Журналист переживает за героев своих публикаций. Работая над публикациями он каждый день вживается в образ многих людей, как бы на собственной шкуре ощущает то, что ощущает  самоубийца, разоренный бизнесмен, врач, совершивший трагическую ошибку, заложник, больной смертельной болезнью. Глядя на обгорелое тело, на труп в морге, на изуродованного в катастрофе раненного журналист пытается спроецировать произошедшее на себя, чтобы понять, что и как произошло, происходило.

Эмпатия -  способность к сопереживанию, способность испытать эмоцию другого чело­века – это необходимое качество журналиста. Без эмпа­тии невозможна психоаналитическая работа, которая является обязательным элементом журналистского труда. В процессе интервью­ирования, знакомства с человеком, с различными фактами журналист вживается в психику собеседника, в его переживания. Но после публикации журналист должен забыть о написанном, «вживаться» в нового героя.

Журналист должен знать законы функционирования собствен­ной и чужой психики, уметь справляться с собственными эмоциями и не заражаться чу­жими. Неконтролируемость собственных чувств может привести к негативным психоло­гическим последствиям – к истощению нервной системы, к раздражительности, бессоннице, невро­зам. И понятно, почему среди журналистов много циников.

Журналист постоянно находится в стрессовой ситуации. На вопрос: «Когда нужно сдать материал?» Редактор обычно отвечает: «Вчера». Журналист всегда спешит, опаздывает и успевает в самый последний момент. А расслабиться после сдачи материала не удается - новый день требует новых новостей. А каждый материал дается тяжелым трудом. Добывать информацию не просто.

Редакторов не интересует, как корреспондент добудет информацию. Это его личное дело. За это он получает заработную плату. И журналисты идут на все: ждут, ищут, договариваются, покупают, пробиваются, добиваются...

Выживают в журналистике только настырные. Вот только профессиональные журналисты не живут долго. По ста­тистике ЮНЕСКО, журналистика отнесена к числу профессий с самой корот­кой продолжительностью жизни…

Журналисты могут быть и мужчинами, и женщинами. В разных редакциях – разный «половой» состав.

Стоит отметить, что в своей массе журналисты получают весьма скромное денежное вознаграждение. Но некоторые за счет причастности к «четвертой власти» получают необходимую им социальную значимостью. Многими же движет обыкновенное честолюбие, тщеславие. В профессию их приводит желание видеть свое имя в газете, голос на радио, лицо на экране.

Журналистов часто и вполне оправданно называют неудавшимися поэтами, писателями, драматургами. Нередко молодые люди идут в газету, рассматривая ее как первую ступеньку на лестнице литературы. Но немногим удается от журналистского ремесла перейти к литературному творчеству. Начатый еще на журфаке роман, они, увы, так никогда и не допишут...

Некоторых в профессию привлекает возможность вращаться в круге известных в обществе людей: великих артистов, ученых, политиков. Брать у них интервью и быть с ними на короткой ноге.

Некоторые редакции в стремлении доказать, что их СМИ самое популярное, специально раздувают своих «звезд». Журналисты быстро соглашаются со своей «гениальностью» и из эфира, со страниц льется липкий авторский пафос. Величественные журналистские особы в миг забывают, что их работа - просто-напросто сообщать информацию.

О чем бы «звездатые» корреспонденты ни говорили, их выдают постоянные ссылки на себя, любимого.

Во имя того, чтобы войти в круг знаменитостей, журналисты подчас пускаются во все тяжкие. Так в 1981 году «журналистка Джанет Кук (Janet Cooke) опубликовала в газете Washington Post историю ребенка-наркомана из бедного района. За свою публикацию она получила Пулицеровскую премию. Когда же выяснилось, что вся история придумана от начала до конца, журналистку немедленно уволили, а газета вернула премию.»

В своем стремлении к славе журналисты подчас не только придумывают истории, но и попросту «крадут».

Стремление показать себя иногда оказывается сильнее осмотрительности. И тогда журналисты попадают под суд именно в связи со своей самонадеянностью, завышенным самомнением. Нередко ими не соблюдаются элементарные «правила журналистской техники безопасности»:

- перезвонить источнику и в готовом для опубликования материале еще раз перепроверить цифры, цитаты, другие данные;

- обратиться к документам, которые имеются у журналиста в виде оригинала или копий;

- встретиться с очевидцами, свидетелями (не менее двух);

- показать материал редактору, опытным коллегам, экспертам, юристам,

- проверить формулировки, слова на предмет неосмотрительного использования нелестных эпитетов, бездоказательных утверждений, неподтвержденных сведений и слухов, обобщений и выводов, основанных на ограниченном материале;

- проверить материал на предмет применения некорректного монтажа, а также пересказа заявлений должностных лиц своими словами.

Иногда, чтобы прославиться, журналисты как уже описывалось выше, осознанно идут на обман. Но иногда журналисты просто торгуют собой, своими возможностями, что в конечном итоге также приводит в суд.

Журналисты ощущают себя независимыми и тяжело переживают чужое вторжение в творческую работу. Они терпят редакторов и корректоров – своих коллег по цеху, но они не позволят сторонним от редакции людям править их материалы или настаивать на освещении того или иного события под определенным углом.

Журналисты подозрительны. Они знают, что люди склонны преувеличивать положительные качества и преуменьшать отрицательные, скрывать огласку нежелательных фактов и т.д. Поэтому журналисты не верят на слово, дотошно докапываются до истины, используя не один, а множество источников информации.

Работники редакций критично настроены по отношению к окружающему их миру – это требование профессии. Они априори не могут быть дружелюбными, всем угождающими.

Журналисты всегда спешат и от того, могут быть не очень-то расположены к продолжению разговора, поддержанию неформальных отношений.

Как уже говорилось, журналистика очень тяжелая работа. И морально, и физически. А самый простой способ для расслабления - спиртное. Оно, похоже, сопровождало журналистов всегда. Как вспоминает опытнейший российский журналист Всеволод Овчинников, «есть «правдинская» байка сталинских времен: после полуночи из окна «Правды» кто-то выбросил пустую водочную бутылку и попал по голове постовому. Приехала милиция, здание оцепили и проверяли всех, кто из него выходил. Но виновника так и не нашли, потому что водкой пахло ото всех, и только от лифтерши тети Поли пахло портвейном «777».

Пили в редакциях и в брежневское время. Частенько будними вечерами и обязательно в последний день рабочей недели. Обычное дело, когда по утрам, выгребая из кабинетов горы бутылок, уборщицы обнаруживали перебравших накануне корреспондентов. На диванах, за оными или под оными.

И ныне журналисты не прочь выпить, разрядиться. Только уже чаще не в редакции, где ужесточились правила, а на улице, в кафе, дома.

С годами выдерживать бешеный ритм в журналистике становится сложнее. Люди среднего возраста или переходят на административную работу, или меняют профессию в полном смысле этого слова. Таким образом, корреспонденты в своем большинстве - люди молодые, энергичные, полные сил и энтузиазма.

В целом же о типичном журналисте можно сказать: это человек мужского или женского пола, молод, не глуп, образован, общителен, циничен, не прочь выпить, настырен, смел, любопытен, осмотрителен, честолюбив, не лишен снобизма. Зачастую это личность неординарная. Обмануть, испугать, купить его непросто.

 

Видеоверсия лекции"Медиарилейшнз и PR: журналисты"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина"Медиарилейшнз на 100%"

.

 

 

 

 
   

 

 

См. также:

Введение в курс «Медиарилейшнз»

Три цвета медиарилейшнз

Три цвета медиарилейшнз: черный

Три цвета медиарилейшнз: серый  

Три цвета медиарилейшнз: белый

Средства массовой информации в медиарилейшнз

Выбор СМИ в медиарилейшнз  

Внутренняя структура СМИ

Как работает редакция  

Журналисты 

Индивидуальные особенности журналистов

Списки журналистов

Информационный повод

Информационный повод:  качество товара или услуги

Информационный повод: Значимость

Информационный повод:  Благотворительность

Информационный повод:  новизна

Информационный повод:  интересные факты

Информационный повод:  оригинальность

Информационный повод:  конфликтность

Информационный повод:  конкурсы и акции протеста

Информационный повод:  скандалы

Информационный повод:  войны и терроризм

Информационный повод:  спонсорство и эксклюзивность 

Создание информационного повода

Материалы для публикации

Пресс-релиз

Текст пресс-релиза   

Структура текста пресс-релиза

«Шапка», контактные лица и выходные данные пресс-релиза  

Заголовок пресс-релиза 

Введение, основная часть и заключение пресс-релиза  

Редактирование и корректура пресс-релиза  

Пресс-релиз: иллюстрации

Пресс-релиз: фотографии

Пресс-релиз: оформление 

Виды пресс-релизов

Подборка фактов  

Бэкграундер, биография, заявление 

Меморандум

Медиа-кит

Журналистские материалы

Информационные жанры

Аналитические жанры

Художественно-публицистические жанры

Публикации в различных СМИ

Распространение информации

Прямое предоставление информации

Использование интернет-ресурсов

Публичное выступление

Текст выступления

Публичная речь

Спичрайтер  

Личное интервью

Интервью по телефону и для различных СМИ

Специальные мероприятия для прессы

Пресс-конференция 

Подготовка пресс-конференции

Проведение пресс-конференции

Различные виды пресс-конференций  

Брифинг

Презентация

Пресс-тур, дни открытых дверей  

Посещение объекта, путешествия

Организация пресс-тура

Посещение редакции 

Прием для прессы

Общие конференции и семинары  

Выставки и специальные мероприятия 

Управление медиарилейшн

Контакты с журналистами

Обеды, подарки и сувениры

Между рекламной службой и редакцией

Конфликтная ситуация

Пресс-секретарь

Пресс-служба

Пресс-клуб

PR-агентство

Организация медиарилейшнз

Бюджет информационной кампании

Мониторинг

Медиарилейшнз: оценка

Заключение курса «Медиарилейшнз» 

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru