...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

 

Качественные исследования в маркетинге и рекламе  

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

Текстовая версия лекции

 

Видеоверсия лекции

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Качественные исследования в маркетинге и рекламе "

В ходе качественных исследований осуществляется сбор подробной глубинной информации об убеждениях, мнениях и мотивах потребителей, а затем изучается влияние этих характеристик на предпочтения и поведение потребителей. Качественные исследования позволяют получить непосредственный отклик, сведения от самих респондентов. С помощью этого типа исследований можно увидеть и услышать, как респонденты выражают мысли своими словами. Качественные исследования позволяют лучше понять, почему потребители действуют именно определенным образом, а не как-то иначе.

 
   

Качественные исследования характеризуются малыми размерами выборки. В ходе качественного исследования предполагается интенсивное наблюдение и интервьюирование небольшого количества лиц с целью получения подробной полной картины их установок, мнений, мотивации и образа жизни. Этот тип исследований наиболее подходящ, когда нужно собрать информацию, которая бы способствовала постановке проблемы или разра­ботке исследовательской гипотезы, или исходную информацию о конкретной, но малоизученной сфере; когда нужно предварительно протестировать анкету, усовершенствовать план исследо­ваний, услышать, как потребители выражают свои мысли собственными словами, а также в тех случаях, когда необходимо доскональное понимание связи между эмоциями, восприятием, мнением по­требителей и их поведением.

 

 
   

Качественное исследование имеет ценность также и в связи с тем, что его можно провести быстрее и дешевле, чем ко­личественное (особенно в тех случаях, когда задача состоит в удовлетворении информационных нужд, не связанных с числовыми, статистически обобщаемыми данными).

К недостаткам качественных исследований можно отнести то, что при их проведении серьезно ограничены возможности обобщения – с уверенностью можно говорить о валидности их результатов только в отношении участников конкретного исследования. Маленькие размеры выборки не обес­печивают получения количественного описания результатов. Интерпре­тация полученных данных качественного исследования в большей мере субъективна, чем интерпретация количественных данных.

Наиболее распространенные формы качественных исследований – глубинные (личные) ин­тервью и фокус-группы.

Глубинные интервью (личные интервью, интервью «лицом к лицу») – это свободная, но структурированная беседа между интервьюером (специалистом по ка­чественным исследованиям) и одним респондентом. В ходе беседы интервьюер стремится получить как можно более подробную информа­цию о каждом участнике исследований, которых обычно бывает от 5 до 15 человек. Беседа обычно длится 30–60 минут. Стоимость и затраты на такое интервью обычно минимальны. Глубинные интервью лучше всего подходят для обширного, детального изучения отно­шений, поведения, мотивов и потребностей, а также при обсуждении конфиденциальных для респондентов тем (что требует времени и установления доверитель­ного контакта). Полезны глубинные интервью и в тех случаях, когда необходимо избежать давления других участников группы.

В качестве альтернативы глубинным интервью выступают фокус-группы (мини-группы). Фо­кус-группы состоят из 8–12 человек, одновременно участвующих в обсу­ждении. В мини-группах обычно от трех до шести человек. Беседа обычно длится 60–90 минут. Как правило, такие беседы связаны с разработкой концепции нового товара, позиционированием товара и его восприятием, творческой оценкой, изучением отношения, убеждений, потребностей и мотивов потребителей. Что немаловажно – затраты на исследование в фокус-группе из расчета на респондента как правило ниже, чем затраты на одного респондента при личных интервью. К недостаткам фокус-групп можно отнести вероятность доминирования одного из участников, задающего направление беседе. Также возникает проблема возможного искажения индивидуального мнения под давлением группы. Фокус-группы выявляют мнения и не предназначены для выставления объективных оценок успешности концепций или отдельных частей рекламных кампаний. Фокус-группы ненадежны. Тем не менее они являются самой популярной формой качественных исследований. Сегодня (в целях экономии или при удаленности целевой аудитории) фокус-группы проводятся также в виде телефонных конференций, видео-конференций, интернет-конференций.

Некоторые исследователи используют расширенные креативные группы, которые, в отличие от обычных фокус-групп, длятся, как правило, в два раза дольше, а спектр применяемых в них техник является более широким. Также осваиваются свободные дискуссии, которые проходят не в лабораторной, а в естественной обстановке при равенстве всех участников (в том числе и самого ведущего).

Опрашивать респондентов на заданные темы и в нужном русле можно не только устно, но и письменно, с помощью разового эссе или регулярного дневника. В таком случае на респондента не оказывается давление модератора или группы, а данные получаются в более свободной, в сравнении с анкетой, форме. Однако для таких форм нужно больше времени и сил на обработку результатов. При использовании методики ZMET (The Zaltman Metaphor Elicitation Technique) опрашиваемые вообще ничего не говорят и не пишут – они получают фотоаппараты и просто снимают все то, что, на их взгляд, может соответствовать их впечатлению от изучаемой категории или исследуемых брендов. В этом случае происходит визуализация высказываний (текстов), полученных от респондентов.

 

 

Видеоверсия лекции"Качественные исследования в маркетинге и рекламе "

 

 

(готовится к публикации)

 

 

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Как оценить эффективность рекламы»

.

 

 

 

 
   

 

 

См. также:

Введение в курс «Как оценить эффективность рекламы»

Понятие эффективности рекламы

Методы оценки мотивации потребителей

Подходы к оценке эффективности рекламы  

Финансовая эффективность рекламы

Коммуникативная эффективность рекламы

Коммуникативные модели рекламы 

Виды исследований

Разведывательные исследования  

Описательные исследования 

Качественные исследования

Количественные исследования

Вторичные исследования

Аналитическое исследование

Медиаисследования

Исследования различных СМИ

Исследования прессы

Исследования телевидения

Исследования радио

Исследования транзитной рекламы

Исследования интернета

Мониторинг

Роль исследований  

Тестирование эффективности рекламы 

Виды тестов

Методы тестирования

Критерии тестирования

Этапы тестирования 

Заключительное тестирование  

Тестирование рекламы в различных СМИ

Тестирование эффективности рекламного текста 

Тестирование ключевых слов

Заключение лекции «Как оценить эффективность рекламы»

Список литературы к лекции «Как оценить эффективность рекламы»

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru