|
|
|
|
|
||
Поиск по сайту: На главнуюМАРКЕТИНГ ПРОИЗВОДСТВО РЕКЛАМЫ
Александр Назайкин: ■ Книги □ о копирайтинге и оформлении рекламы□ о медиапланировании□ о медиарилейшнз□ о рекламном менеджменте□ о продажах рекламы□ о рекламе недвижимости□ рекламный словарь■ Статьи □ Отечественная рекламная школа: "наличие отсутствия"□ Прайминг в эффективности рекламы□ Современные рекламные услуги в Интернете□ Таблоиды наступают. И не выигрывают?□ Люди верят в бога. Рекламисты – в медиапланирование■ Лекции ■ Семинары
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Статьи о рекламе, PR и MR |
|
|
||
Люди верят в бога. Рекламисты – в медиапланирование |
||||||
|
|
|
|
|
||
Опубликовано: Продвижение. – 2004. – №10.
Не так давно разговаривал с приятелем. Он планирует для своего бизнеса рекламную кампанию по Центральной России и просил подсказать кого-нибудь в помощь. Между прочим похвалился: «В прошлом году набрали 600 GRP…» Магия цифр… Цифры бывают убедительны сами по себе. Или кажутся таковыми. К сожалению, в рекламе чаще случается второе. Связано это с тем, что реклама не является такой точной наукой, как математика или психиатрия. И если кто-то заверяет, что для успеха рекламной кампании нужно набрать не больше – не меньше, а точно 600 GRP, то это явно или математик или психиатр, но, увы, не рекламист. |
||||||
|
||||||
Известный исследователь Г.Кругман, считает, что одного раза достаточно для восприятия информации, двух раз – для понимания, и трех раз – для формирования отношения к сообщению. По другой версии, человек принимает решение о покупке товара после седьмого контакта (сначала не обращает внимания на объявление, потом прочитывает, просматривает, прослушивает, затем задумывается и т.д.). Есть и мнение, что решение принимается лишь после пятнадцатого контакта. Однако по различным наблюдениям в большинстве случаев потребитель качественно воспринимает рекламу только после третьей встречи с ней. Соответственно и решение о покупке может быть принято не раньше, чем после третьего знакомства. Может быть после четвертого, пятого, шестого и т.д. Главный вывод: сколько точно контактов с потребителем необходимо для рекламы того или иного товара определить невозможно. Количество воздействий на каждого человека зависит от массы параметров: и от актуальности сообщаемой информации, и от состояния, в котором потребитель в данный момент находится, и от способа подачи информации, и т.д. При всем этом размещение рекламы в носителе не означает обязательного контакта с потребителем. Количество повторов во многом предопределяется видом рекламоносителя – постоянностью, величиной и вовлеченностью его аудитории. У разных рекламоносителей разная величина постоянной аудитории. Так, люди редко читают больше 1-2 газет или 2-3 журналов. Зачастую у человека есть одна любимая газета, которую он может читать на протяжении всей своей жизнь. В целом, действия рекламодателя по использованию прессы имеют достаточно «зрячий» характер, так как ее отличает высокая избирательность (достаточно конкретные качественные и количественные аудитории). Однако с помощью прессы невозможно охватить целевую аудиторию так эффективно, как, например, посредством почтовой рассылки. От номера к номеру журнала или газеты все же происходит определенная ротация читателей. Их количество меняется – каждый номер газеты или журнала читают разное количество разных людей. Особенно ярко это выражено для изданий, у которых значительная часть тиража распространяется в розницу. Подписчики составляют достаточно постоянную долю читателей, количество которых меняется плавно от месяца к месяцу. Покупатели же издания в розницу – часть непостоянная, их количество меняется от номера к номеру. Кроме того, что меняется количество покупателей издания, постоянно меняется и количество собственно читателей. Ведь люди по-разному читают издания: как его редакционную часть, так и рекламную. Человек, купивший издание, по какой-то причине может не прочитать его целиком или ту часть, где содержится реклама: в разные дни он пребывает в различном настроении и физическом состоянии, может захотеть прочитать объявление, а может не захотеть, и т.д. Так, «по данным исследования Eye Trac, проведенного Институтом Пойнтера в конце восьмидесятых годов в США, средний читатель замечает только 25 % всего объема материалов, напечатанных в газете. Из этих 25 процентов только половина читается хотя бы до середины. Получается, что в среднем номере средний читатель «проглатывает» не более 10 процентов всего опубликованного текста»[1].
Если говорить о телевидении, то сложность
охвата потребителей с необходимой частотой заключатся прежде всего в
том, что у него практически нет постоянной аудитории – очень высока
степень ротации зрителей.
Количество повторов зависит не только от постоянности аудитории, но и от величины самой аудитории. Ротация в СМИ с обширной аудиторией больше – значит, для ее достижения и повторов нужно больше. При этом точность соблюдения необходимой частоты падает. Влияет на частоту размещения рекламы и степень вовлеченности человека в процесс восприятия информации. Так, вовлеченность читателей прессы и интернета намного больше, чем аудитории телевидения или радио, передачи которых нельзя ни остановить, ни замедлить, ни посмотреть или послушать еще раз, чтобы получить больше информации.
Кроме вышеперечисленного, при определении частоты приходится учитывать и такие факторы, как цели рекламы, специфика целевой аудитории, содержание рекламы, размер рекламы, рекламный шум, рекламная конкуренция, время размещения рекламы. На все это накладывает свой немаловажный отпечаток такой фактор, как истинность рейтингов, количественных и качественных показателей аудитории. При медиапланировании приходится использовать прогнозные данные. Но и фактические отражают лишь рейтинги передач, изданий, а не размещенной рекламы. Необходимо понимать, что, например, на телевидении люди смотрят именно программы, а не рекламу. Рейтинги программ существенно отличаются от рейтингов рекламных блоков. По данным проведенных КОМКОН исследований, только 16% россиян продолжают смотреть рекламу во время трансляции рекламного блока по телевизору. Большинство (51%) телезрителей переключаются на другой канал, покидают комнату, отвлекаются на разговоры или какие-либо дела. Около 30%, отрываясь от телевизора, не переключают канал. «Кто же остается у телеэкрана? Ответ может оказаться неутешительным для большинства рекламодателей, заинтересованных в достижении активной платежеспособной категории населения. Анализ исследования зрительского поведения выявил две группы респондентов, которые продолжают смотреть трансляцию рекламы. Это дети и пенсионеры. Фраза о том, что рекламу в нашей стране смотрят и стар, и млад, приобретает в этой связи совсем другой смысл.
Естественно, мотивы просмотра ролика у
тех и других совершенно разные. Для детей реклама – это увлекательный,
веселый, короткий законченный сюжет. Как «Ералаш» или мультфильм. Ну, а
пожилые люди?
Конечно, в идеале для эффективного планирования рекламы нужны не рейтинги передач, а рейтинги рекламных блоков. Как внутри программ, так и вне их. Ведь после завершения интересующей передачи люди обычно переходят на другой канал, отвлекаются или вообще на время выключают телевизор. В связи с этим аудитория межпрограммных блоков значительно меньше, чем аудитория рекламных блоков внутри программ. Судя по всему, не все рекламодатели знают, например, о прайм-таймовой лакуне, расположенной в интервале 20:30-21:30 (телевечер). В это время аудитория достигает наибольшего значения в течение суток. Но прайм-таймовый максимум имеет своеобразную «расщепленную» вершину – два пика прайм-тайма, приходящихся на близко лежащие друг к другу тайм-слоты: 20:30-20:45, 21:00-21:30. Между ними прайм-таймовая «лакуна», наблюдаемая ежедневно в тайм-слоте: 20:45-21:00. Подобный эффект расщепления прайм-таймового максимума наблюдается во всем мире вне зависимости от того, какие передачи были в эфире в этом интервале времени. Объясняется он тем, что в данный, наиболее привлекательный для размещения коммерческой информации прайм-таймовый максимум пытаются поставить рекламу на всех каналах сразу. Люди, уклоняющиеся от массированных рекламных атак, стараются выключить телевизор хотя бы на несколько минут до начала ожидаемой передачи. Поэтому внутри прайм-тайма возникает кратковременное значительное падение телеаудитории. Но об этом, как уже говорилось, похоже, знают не все. Или не хотят знать. Внутри рекламных блоков важна еще и очередность, в которой транслируются ролики. С началом рекламного блока аудитория программы начинает уменьшаться, перетекая на другие каналы. Вторая минута рекламного блока обычно самая «провальная». К концу рекламного блока аудитория начинает возвращаться на канал, чтобы досмотреть передачу. Влияет на восприятие рекламы и соседство по рекламному блоку. Нередко соседи негативно контрастируют друг с другом или уморительно продолжают друг друга, безусловно снижая эффект.
Кроме того, что измеряется общая аудитория носителя, а не его рекламы, на планировании сказывается и погрешность измерений: ограниченность выборки, технических методов и средств. Иногда непреднамеренная неграмотность персонала. Иногда намеренная подтасовка. (Так, на одном из каналов весьма удивились, получив от исследовательской компании приличные рейтинги своих передач в тот день, когда этот канал не вел трансляцию по техническим причинам. Другую компанию фактически уличили в обслуживании профинансировашего ее канала.) К этому стоит добавить, что, к сожалению, получение некоторых данных требует таких затрат, оплатить которые не возьмется никто. Стоимость данных может оказаться выше расчетной выгоды. То есть при попытках зрячего рекламирования можно отказаться от ставшего крылатым выражения «50% моей рекламы тратятся впустую, я только не знаю, какая именно половина». Отказаться, например, в пользу следующего «70% моих рекламных денег тратятся на то, чтобы знать, куда тратятся остальные 30%».
Итак, в связи с тем, что для разных людей одной и той же целевой аудитории нужно разное количество повторов, а также в связи с тем, что нереально обеспечить необходимое количество повторов с помощью современных носителей, невозможно определить и точное количество размещений рекламы. Если только, конечно, не пойти дорогой тех медиапланеристов, что легко перепрыгивают из рекламной реальности в математическую абстрактность с помощью терминов «средняя частота», «приведенный рейтинг» или допущений типа следующих:
«Есть один грубый, но простой прием: оцените силу воздействия на вашего покупателя разных средств и сравните их. Например, один контакт с рекламой в 1/2 полосы в газете равен 3 контактам с рекламным роликом в 30 секунд на радио, или одному ролику в 15 секунд на ТВ, или 7 контактам с растяжкой на улице, или 2 контактам с постером в вагоне метро и т.д.» «Предположив, что вероятность контакта с обратной стороной чека не может быть меньше 1/2, я легко вычислил количество контактов в день для каждого типа торговых точек. Зная примерное количество стационарных торговых точек в городе и их распределение по типам (данные правительства Москвы), я вычислил гипотетическое максимально возможное количество контактов (т.е. емкость рынка данной рекламы)». Очевидно, что за исходные данные принимаются предположения, а на выходе получаются точные рекомендации! Да, рекламная действительность такова, что медиапланеристу трудно остаться объективным. Ему часто (если не постоянно) приходится действовать в условиях недостаточных данных, тогда, когда нет другого варианта, кроме как полагаться на собственную интуицию, на верность сделанных предположений, выбранных методик, на свой практический опыт. Такова уж его доля. И такова его судьба – выдавать ориентировочные, априори неточные планы. То есть нормальный медиаплан не может быть выражен в абсолютно точных цифрах, иначе он представляет собой лишь математическое решение задачи, основанное на предположениях. Честный медиаплан всегда будет носить рекомендательный вариативный характер. С судьбами медиапланеристов связаны судьбы их коллег-рекламистов. Одни из них безгранично, как в библию, верят в предоставленный «математиками» медиаплан, другие пытаются мыслить критически («На бога надейся, а сам не плошай»). Но в конечном счете это личный выбор каждого отдельно взятого рекламиста. P.S. Да, когда я разговаривал с тем самым приятелем, планирующим для своего бизнеса кампанию по Центральной России, и он похвалился, что в прошлом году «набрали 600 GRP», то спросил его: «А почему не 550, не 570?» Так вот, приятель совершенно неожиданно замялся. Потому что, похоже, впервые задумался над одобренным им самим медиапланом. На кругленькую, кстати, сумму…
|
||||||
Вернуться в раздел «А. Назайкин. Статьи о рекламе, PR и MR» ► |
||||||
© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru |