...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Создание истории для текста копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Создание истории для текста копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Создание истории для текста копирайтера"

 

 
   

Люди с давних пор используют в своей коммуникации истории, которые помогают коротать время, информировать, обучать, воодушевлять, мотивировать, расслабляться и т.д. Истории так хорошо работают, потому что являются крепким сплавом фактов и эмоций, того, что так нужно человеку разумному и переживающему. Чистые факты скучны, чистые эмоции – малоинформативны.

Известный сценарист Роберт Макки пишет по этому поводу:

«Хорошо рассказанная история предоставляет именно то, что вы не можете получить от жизни: осмысленное эмоциональное переживание. В жизни события становятся понятными через некоторое время, после размышлений. В искусстве они осмысливаются в тот момент, когда возникают…».

 
   

Истории нужны и для обычного общения, и для использования в сторителлинге, и для простого времяпрепровождения. Как было замечено ранее, истории бывают невыдуманными, додуманными и выдуманными. Но какой бы ни была история – невыдуманной, додуманной или выдуманной, – в ней должны быть те обязательные элементы, которые делают ее эффективной в обращении и к душе, и к разуму.

Эмоции позволяют быстрее воспринимать, запоминать и вспоминать факты. Их следует правильно «упаковать» в эмоции и подать в верной логической последовательности в необходимой дозировке. Чтобы соблюсти все эти правила и создать хорошую историю для того или иного текста, прежде всего нужно понимать, что ищет читатель. Он ищет историю, от чтения которой невозможно оторваться. Такую историю, собственно, и должен написать копирайтер.

Сложности добавляют современные условия. Читатель стал очень капризен и требователен. На него ежедневно обрушивается масса историй: от близких, друзей, коллег, с экранов телевизора, из радио, из интернета, а также просто от соседей по информационному пространству – людей, рассказывающих что-то друг другу в метро, магазине, на остановке.

Кроме того, истории приходится конкурировать с индустрией развлечения: компьютерными играми, спортивными аренами, кинозалами и театрами. Человек выбирает, на что он потратит свое ограниченное свободное время: на просмотр футбольного матча или на чтение истории и т.д.

Важно и то, что конкуренция с другими написанными историями обострилась донельзя. Начнем с огромного количества классиков – от Гомера и Толстого до Воннегута и Набокова – которых должен прочитать каждый образованный человек. К этому добавляется еще более значительное количество нынеживущих писателей, которые предлагают свои истории и через бумажные книги, и через электронные сервисы.

Современная история, чтобы стать популярной, должна быть безупречной в фактологическом и эмоциональном смысле. Она не должна повторяться, используя штампы. История не может быть стереотипной. Штампы не интересны. История должна быть оригинальной. Кто написал первым – тот получает все. Попытавшиеся сыграть на былом успехе, соберут крохи.

История не должна быть банальной, неинтересной, ничего нового читателю не дающей. Даже оригинальная, но пустая история будет неинтересна читателю.

Прошлое поколение уже не будет читать современную историю. В будущем ее тоже прочитают не все. Важно, чтобы история волновала современного читателя, отвечала его запросам. Если история станет приметой сегодняшнего дня, очень возможно, что для нее найдется местечко и в будущем.

Важно понимать, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Даже созданные, казалось бы, по всем правилам истории не всегда находят читателей. У истории всегда будет сохраняться риск быть написанной, но так и не прочитанной. И все же, чем больше автор соблюдает требования к истории, тем меньше этот риск.

Самый простой подход – взять и развить, переделать чужую историю. Об этом пишет Ю.Никитин:

«Некоторые авторы "дописывают" произведения классиков, я сам видел в печати книги про дальнейшие приключения Ихтиандра, Наташи Ростовой, Печорина…

Не надо ссылаться на Шекспира, что, по слухам, якобы взял для "Ромео и Джульетты" некую повесть итальянского автора и сделал из нее пьесу, переделав совсем немного. Дело в том, что если даже это правда, то, напомним, в те далекие времена понятия авторского права просто не существовало!..

Давайте, друзья, держаться. Несмотря на то что кто-то украл и его не посадили. Несмотря на то что кто-то украл и разбогател. Несмотря на то что кто-то украл, разбогател, а его даже не осудили вслух. Может быть, в самом деле не заметили… все еще не заметили…»

Чтобы создать современную историю, нужно уметь создавать. В истории обязательно должен быть персонаж – одушевленное существо, которому можем сопереживать или которого будем ненавидеть. В истории должны быть важные перемены в жизни персонажа, иначе получится не история, а просто повествование. В истории должны проходить какие-то события. В истории должно быть еще много чего. Об этом хорошо сказал вышеупомянутый Роберт Макки:

«Превосходно рассказанная история – это гармоничное сочетание драматургической структуры, сеттинга, характеров, жанра и идеи. Чтобы это все зазвучало, автор должен изучить элементы истории, как если бы они были инструментами оркестра, – сначала каждый в отдельности, а затем во взаимодействии».

Создание истории – это сложный многофакторный процесс, во время которого разрабатывается логлайн, тема, конфликт, биографии героев и т.д.

Хорошая история может стать удачным романом, фильмом, пьесой, рассказом.

Однако, очевидно, создать хорошую историю очень непросто. Необходимо овладеть соответствующим мастерством. А для этого нужен и талант, и трудолюбие, и время. Роберт Макки справедливо замечает:

«Если для подготовки хорошего врача или учителя требуется десять лет или больше, то и на поиск того, что захотят услышать десятки миллионов людей, может уйти десять или более лет взрослой жизни».

Искусство создания истории так сложно, что на обучение ему у многих настоящих авторов уходит порой целая жизнь.

 

Что почитать и посмотреть?

 

Книги:

Аристотель. «Поэтика»

Макки Р. «История на миллион долларов»

Митта А. «Кино между адом и раем»

Кэмпбелл Дж. «Тысячеликий герой»

Пропп В. «Морфология «волшебной» сказки»

Рэнд А. «Искусство беллетристики»

Снайдер Б. «Спасите котика!»

Труби Дж. «Анатомия истории»

Филд С. «Сценарий»

Гоголь Н. «Шинель»

Гомер. «Одиссея»

Горький М. «Челкаш»

Каверин В. «Два капитана»

Шекспир В. «Ромео и Джульетта»

 

Фильмы:

«Клетка для кроликов». Реж. Филлип Нойс

«Козий рог». Реж. Методий Андонов

«Кто подставил кролика Роджера». Реж. Роберт Земекис

«Однажды в Америке» Реж. Серджо Леоне

«Ровно в полдень». Реж. Фред Циннеман

«Романс о влюбленных». Андрей Кончаловский

«Судьба человека». Реж. Сергей Бондарчук

«Токийская история». Реж. Ясудзиро Одзу

«Африканская королева». Реж. Джон Хьюстон

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Логлайн истории

Жанр истории

Сеттинг истории

Обстоятельства истории

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru