...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Жанр истории в тексте копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Жанр истории в тексте копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Жанр истории в тексте копирайтера"

 

 
   

Жанры существуют столько же, сколько существует человек и его истории. Они – палочка-выручалочка и для автора, и для аудитории.

 Жанр дает ориентир для аудитории, которая будет выбирать истории соответственно своему желанию-настроению: веселиться, печалиться, пугаться и т.д. Примером неудачного жанрового подхода может служить маркетинговая кампания по продвижению получившей не очень удачное название картины «Убийство Майка» («Mike's Murder», США, 1984). Она «ориентировала аудиторию на фильм об убийстве. Однако он снят совершенно в ином жанре, поэтому зрители, пришедшие в кинотеатр, более часа сидели, гадая: "Кто же, черт возьми, умирает в этом фильме?" Сценарий этой картины не что иное, как свежий взгляд на сюжет возмужания, в рамках которого банковская служащая в исполнении Дебры Уингер совершает переход от зависимости и инфантильности к самообладанию и зрелости. Однако неблагоприятные слухи, распространяемые неправильно ориентированной и поставленной в тупик аудиторией, буквально "подкосили" фильм, который в ином случае был бы воспринят как удачный».

 
   

Автор должен решить, в каком жанре он будет создавать свою историю. Для автора жанр задает правила, основные принципы, цели, ритм, языковые средства создаваемой истории. В рамках жанра автор реализует свой творческий потенциал.

К каждому жанру предъявляются определенные требования. Есть требования универсальные и требования специфические.

Так, практически во всех жанрах используется «универсальное» разочарование изначально полного оптимизма главного героя. В первое время он обладает позитивным взглядом на жизнь, придерживается высоких идеалов и убеждений. Однако после ряда повторяющихся негативных событий, которые отравляют его мечты и дискредитируют ценности, герой превращается в циничного и разочаровавшегося во всем человека.

Подобное может происходить в историях любого жанра. Вместе с тем, во многих жанрах есть свои исключительные требования. Так, в криминальном жанре в самом начале истории обязательно совершается преступление, и далее герой пытается его раскрыть.

В триллере преступник должен «перевести события в плоскость личных отношений»: например, угрожать полицейскому, его семье, друзьям или подставить его.

В классической комедийной истории, несмотря на все злоключения, никто не должен пострадать. Герои остаются целы и невредимы даже после прямых попаданий ракет или прыжка из самолета без парашюта. Аудитория не должна страдать вместе с героем. Однако это правило не относится к жанру черной комедии, где аудитория может получить существенную, хотя и не убийственную порцию боли.

Существуют различные классификации жанров.

Особо стоит выделить «10 жанров кинематографа, которые доказали свою успешность», описанные Блейком Снайдером и базирующиеся на базовых человеческих потребностях (выживании, голоде, сексе, защите близких, страхе смерти и т.д.): "Монстр в доме", "Путешествие за золотым руном", "Джинн из бутылки", "У чувака проблема", "Обряд посвящения", "Два товарища", "Преступление и наказание", "Торжество чудака",  "Чувак в группе", "Супергерой".

Соответственно, у каждого из этих жанров будут собственные правила. Так, в жанре «Монстр в доме» «дом» должен представлять собой ограниченное пространство – именно дом, но также это может быть лабиринт, остров, лаборатория, транспортное средство, городок и т.д. Из этого пространства по каким-то причинам нельзя сбежать и спрятаться. Если монстр не страшен, а из «дома» можно легко сбежать, то истории «Монстр в доме» не получится.

В жанре «Путешествие за золотым руном», первой историей которого был миф о Язоне и аргонавтах, герой должен отправиться на поиски чего-то и в итоге обрести нечто совершенно иное – самого себя. За время путешествия под воздействием поворотных событий и обстоятельств герой внутренне вырастает.

Для жанра «Джинн из бутылки» характерна мечта об исполнении желания персонажа. Вся история строится на процессе исполнения этого заветного желания. Обязательно должен присутствовать некий «джинн» – волшебник или просто случай. Главный герой этого жанра – человек, обиженный судьбой. Ему должно наконец повезти. Однако, чтобы мечта сбылась, герой должен приложить и собственные усилия, без которых достигнуть желаемого не удастся.

«У чувака проблема». В историях этого жанра человек неожиданно оказывается в необычных обстоятельствах: его корабль тонет, семью захватывают террористы, компьютер, отвечающий за жизнеобеспечение, выходит из подчинения и т.д. Герой спасает свою собственную жизнь или жизнь своих близких, а часто заодно и жизнь всего человечества. Проблема должна быть существенной, действительной, грозной. Антагонист героя должен быть как можно хуже. На фоне большой проблемы и суперплохого злодея главный герой будет выглядеть лучшим разрешителем проблем.

В жанре «Обряд посвящения» обычно создаются истории, связанные с переменами в жизни героя: с взрослением, кризисом среднего возраста, старением, любовным разрывом, потерей любимого человека и т.д. В них главный герой остается один на один со своей проблемой, проходит через испытания, уготованные ему судьбой, и по мере накопления опыта и мудрости решает эту проблему. По ходу истории герой постепенно добирается до понимание того, с чем именно он борется, в том числе и к тому, что победить человеческую натуру, жизнь невозможно, следует жить по законам, определенным самой природой, принимает ее такой, какая она есть, а не бороться с ней.

«Два товарища». Этот жанр подразумевает любовную историю. Это может быть история двух друзей и история двух любовников, которые сначала ненавидят друг друга, но потом, проходя вместе через различные испытания, понимают, что нуждаются друг в друге, потому что являются половинками одного целого. После понимания этого факта случается разрыв отношений. Однако расставшись, они понимают, что все-таки вместе им было лучше. Каждый из них начинает бороться со своим эгоизмом, чтобы обрести комфорт совместного существования. В конце концов, друзья или любовники побеждают что-то плохое в себе, становятся лучше. Даже если в дальнейшем они уже никогда не будут вместе.

Для жанра «Преступление и наказание» характерно использование преступления, в котором изначально неизвестен злодей. Преступления в детективной истории расследует сама аудитория, обрабатывающая представленные ей автором факты. В истории в первую очередь устанавливается, почему все так произошло. Этот жанр позволяет зрителям проникать в самый потайные уголки человеческой души, открывать для себя такие грани человеческой натуры, о которых они ранее не подозревали. После знакомства с хорошей историей этого жанра аудитория начинает искать зло, сходство с преступником в себе.

«Торжество чудака». Это история о простофиле, об Иване-дураке, который в конечном итоге оказывается мудрее всех окружающих. Он может быть и не особо умен, нелеп и не приспособлен к жизни, но никогда не опускает руки и ему сопутствует удача. В историях этого жанра простоватый герой сталкивается с могущественными врагами. В отличие от аудитории, он, в силу своей простоты, не боится их, безбоязненно вступает в борьбу и побеждает, оставляя сильных мира сего в дураках. Герою может прийти на помощь друг, хотя и не верующий в его победу, но все-таки помогающий ее добиться. Даже несмотря на то, что друг может серьезно пострадать. Истории жанра «Торжество чудака» помогают нам взглянуть на мир другими глазами, глазами чудика, неудачника. Ведь периодически мы сами попадаем в нелепые ситуации и выглядим также нелепо и также хотим выпутаться и победить.

Жанр «Чувак в группе» подразумевает историю о группах, семьях, кланах, общественных институтах, о проблеме потери индивидуальности. Герой такой истории выступает против общественных правил и обличает их лицемерие. Он бунтует, не смиряется с поведением группы, разрушающим личность. Аудитории такие истории весьма интересны, потому что практически каждый человек попадает в зависимость от группового поведения на рабочем месте, в армии и даже на отдыхе во время группового тура. Герой может объяснить действия, жизнь безумной группы, показывая ее изнутри, задавая вопросы своим «коллегам».

В жанре «Супергерой» создаются истории о человеке, который наделен сверхспособностями, но оказывается в обычных жизненных обстоятельствах. Аудитория такой истории может поставить себя на место героя и ощутить себя могущественным супергероем. Но аудитория также понимает, как это сложно быть человеком со сверхспособностями: ему грозит одиночество, непонимание, огромная ноша ответственности, зависть, гонение не только со стороны сверхврагов, но и обычных людей. Супергерой получает физические и душевные раны, он страдает и тем самым вызывает сочувствие аудитории. Истории о супергероях позволяют людям фантазировать, сочетать реальность с возможностями, надеяться на лучшее, даже не совсем понимая того, как именно жизнь может измениться к этому лучшему.

Очень важно выдержать рамки жанра от начала и до конца. Многие истории оказываются неудачными именно потому, что по их ходу меняется жанр. Аудитория чувствует себя обманутой в своих ожиданиях и не принимает такие истории.

Жанры подчас комбинируют, чтобы обогатить историю. Так, например, любовную историю можно встретить и в комедии, и в детективе, и в триллере и т.д. Но если история начинается в рамках одного жанра, а затем развивается или заканчивается в рамках другого, то это может раздражать аудиторию. Например, люди шли на комедию, а она вдруг переросла в мелодраму. Такая подмена устроит далеко не всех.

Ю. Никитин отмечает:

«Жанр должен быть чист. Ну можно ли представить, что Толкиен в свой причудливый мир ввел, скажем, пришельцев из космоса, восставших роботов или перемещения во времени?.. Конечно, дико. А вот современные придурки такое делают постоянно и еще утверждают, что шедевры рождаются "на стыке жанров"».

У каждого автора обычно бывают свои любимые жанры: детектив, любовная история, триллер, боевик и т.д. Выбор жанра во многом зависит от жизненного опыта автора, а также от темы, которой лично он интересуется в жизни и воплощает в различных текстах.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Сеттинг истории

Обстоятельства истории

Тема и контртема истории

Управляющая идея истории

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru