...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Ошибки при создании истории в тексте копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Ошибки при создании истории в тексте копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Ошибки при создании истории в тексте копирайтера"

 

Можно выделить самые распространенные ошибки создателей историй: штампы, предсказуемость, плоские диалоги, медленное развитие действия, использование «лишних» героев и фактов, необоснованной логики.

 

Штампы при создании истории в тексте копирайтера

Самые скучные истории получаются, когда в них используются штампы – ранее неоднократно использованные другими авторами образы, конфликты, действия и т.д.

Писать штампами легко. Но они не вызывают эмоционального отклика у аудитории, не заставляют ее пристально следить за развитием истории. Ведь она уже все знает наперед по другим историям, в которых использовались схожие ситуации.

 
   

В. Аграновский говорил о своей «коллекции» штампов:

«Если взгляды – то внимательные, которые бросают; если речи – то пламенные; поцелуи – звонкие; походки – мужественные; звуки – манящие; то, что в сознании, – проносится; на стуле – примостился; страстью – обуреваем и т. д. до бесконечности. Чехов однажды перечислил то, что чаще всего встречается в романах и повестях: "Граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон, литератор-либерал, обедневший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные лакеи, няни, гувернантки... Бесчисленное множество междометий и попыток употребить кстати техническое словцо". У каждого времени, по-видимому, свои отштампованные герои и ситуации, и вот уже на смену графу пришел дед-колхозник с милыми чудачествами, шеф-консерватор, противостоящий молодому инженеру-прогрессисту, рассеянный академик, говорящий "э-э-э, батенька", и т. д.».

 
   

И.Ильф и Е.Петров при работе над новым произведением весьма оригинальным способом избегали мыслей-штампов – они отбрасывали идеи, которые приходили на ум сразу обоим.

 

Предсказуемость при создании истории в тексте копирайтера

Начинающих авторов Также отличает предсказуемость развития действия. Вот что говорит об этом Роберт Макки:

«Если вы пишете, что персонаж подходит к двери, стучит и ждет, и в ответ дверь вежливо открывают, чтобы пригласить его в дом, а режиссеру хватает ума снять такое, то, вероятнее всего, эти кадры никогда не появятся на экране. Любой редактор, который называется так заслуженно, мгновенно выбросит их из фильма… "Бессмысленной убийцей темпа" становится любая сцена, где реакциям не хватает озарения и воображения, из-за чего результат соответствует ожиданиям».

 

«Осторожно, ледник!»

Нередко опасность в произведении подкрадывается к герою очень неспешно: издалека выходят плохие парни, долго раскачивается кирпич на крыше, у машины все льется и льется жидкость из тормозного шланга и т.д. Как пишет Б. Снайдер:

«Западня захлопывается так неторопливо, что вам хочется закричать, обращаясь к экрану: "Осторожно, ледник!" По крайней мере, мне иногда точно хочется.

"Опасность" подбирается к вашему герою со скоростью пары сантиметров в год. И это делает вашу картину, которая задумывалась как фильм ужаса, совсем не страшной…

Опасность должна присутствовать здесь и сейчас. Угроза должна быть реальной для тех персонажей, за которых мы переживаем. Нам следует ясно понимать с самого начала, что может с ними случиться и к чему приведет эта неминуемая угроза. В противном случае вы нарушаете правило "Осторожно, ледник!"».

 

«Укладка трубы» или «Верните мои деньги!»

Одна из типичных ошибок начинающих и непрофессиональных авторов – затянутая завязка истории: «если ваша предыстория и установочные сцены растягиваются больше, чем на 25 страниц, у вас проблема. Сценаристы называют это "укладкой трубы". Зритель называет это "верните мои деньги!"».

 

«Вытирание пыли»

О неудачном приеме подачи информации в экспозиции истории пишет Роберт Макки:

«В XIX веке многие драматурги решали вопрос экспозиции следующим образом: занавес открывается, и на сцене зрители видят декорации гостиной. Входят две служанки: одна из них работает в этом доме последние тридцать лет, а другую – молодую горничную – наняли на работу только утром. Та, что постарше, поворачивается к девушке и говорит: "Ты же ничего не знаешь о докторе Джонсоне и его близких, верно? Что ж, давай я тебе расскажу…" И, вытирая пыль с мебели, она рассказывает всю историю жизни этой семьи и дает характеристики ее членам. Это и есть "вытирание пыли", или немотивированная экспозиция».

 

«Бог из машины»

Действие должно развиваться по своей внутренней логике. Исходя из нее же, и заканчиваться. В истории не должно быть никаких немотивированных «сюрпризов» - так называемого «Бога из машины».

Это выражение пришло к нам из классического греческого и римского театра. В драмах древних литераторов на сцену сверху на платформе спускали артистов, изображающих богов. И именно боги, а не сами люди, решали, чем и как закончить историю. Конечно, такая кульминация была не очень убедительна. В жизни мы все решаем сами. Боги наши проблемы не «разруливают».

 

«Красная селедка»

«Красной селедкой» в литературе часто называют не случайный набор на первый взгляд очевидных фактов, а специально сфабрикованную улику, которая должна сбить следствие с правильного пути.

У начинающих и плохих авторов в тексте бывают факты, детали, которые ни на что не указывают и не принимают участия ни в каких действиях. Об этом же пишет А. Рэнд:

 «Раздражающий аспект плохо выстроенного романа заключается в том, что автор часто вводит в повествование второстепенные проблемы, а потом бросает, как если бы совершенно забыл об их существовании. (Конечно, в плохом романе даже главные проблемы не решаются.) В этом отношении у Чехова было золотое правило, которое касалось не столько романов, сколько пьес: "Никогда не вешайте ружье на стену в первом акте, если вы не предполагаете, что оно должно выстрелить в третьем". Это приложимо к любому элементу сюжетной структуры. (Нарушение этого правила называют "красной селедкой".)»

Если в тексте есть какой-то герой, произошло какое-то событие, то они обязательно должны быть увязаны с событиями истории, работать на ее развитие.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Создание истории

Логлайн истории

Жанр истории

Сеттинг истории

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru