...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Деловой копирайтинг (бизнес-копирайтинг) сегодня

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Деловой копирайтинг (бизнес-копирайтинг) сегодня"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Деловой копирайтинг (бизнес-копирайтинг) сегодня"

 

 
   

Деловой копирайтинг – это подготовка текстов для документов, используемых при общении в административной, управленческой, правовой сферах.

Главная цель текстов делового копирайтинга – максимально точно и четко донести информацию до представителей целевой аудитории, какой бы она ни была. От делового текста может зависеть очень многое. Так, например, Чарльз Кайзер, президент Pannell Kerr Forster, национальной бухгалтерской компании, делится своими наблюдениями о том, как неуклюжая письменная речь мешает карьере бухгалтера:

«В конечном счете, не умеющий писать человек начнет искать новую работу, потому что не сможет продвинуться по карьерной лестнице.

 
   

Технические навыки и знания бухгалтера – понимание принципов бухгалтерского учета, аудиторских стандартов, налогового законодательства и умение общаться – вот минимальные требования, без которых карьерный рост невозможен. Рано или поздно возникнет ситуация, когда от вас потребуется грамотно составленное письмо или отчет... Написав плохо, вы поставите себя в глупое положение. Аудиторский отчет, отчет руководству, письмо о передаче в налоговый орган – это формы коммуникации. Ошибочно думать, что аудиторский отчет – сплошь цифры. Плохо написанная сноска отвлекает внимание [от отчета]. Опечатка или неправильный падеж отвлекает внимание от сути, которую вы пытаетесь донести до читателя».

 

Деловые тексты и стиль

 

Деловые тексты обычно создаются на основе официально-делового стиля, подразумевающего:

– использование жесткой и четкой структуры изложения,

– использование особой официально-деловой лексики,

– логичность,

– лаконичность,

– простоту и понятность,

– отсутствие выражения эмоций.

Однако в деловом копирайтинге бывают и исключения из общих правил. Так, поздравления, лично-деловые письма, питчи и презентации могут содержать эмоциональные элементы.

Тексты делового копирайтинга можно подразделить на типы согласно подстилям официально-делового стиля речи:

– дипломатический (международные договоры, соглашения, меморандумы, конвенции, коммюнике и т.д.; используется в области международных отношений);

– законодательный (законы, указы, уголовные, гражданские; документы с большой языковой однородностью (отсутствие художественных средств) и наличием большого числа терминов, в особенности, из юридической тематики (истец, трибунал);

– управленческий (уставы, договоры, распоряжения, приказы, заявления, характеристики, расписки и т.д.; этот стиль используется в разных областях человеческой жизнедеятельности, что обуславливает его наполненность).

Также к классификации деловых текстов можно подойти с точки зрения документооборота предприятия и выделить три группы документов: «внутренние документы, поступающие (входящие) документы и отправляемые (исходящие) документы, которые, в свою очередь, можно классифицировать по следующим признакам:

1) по содержанию (важнейший вид классификации) это могут быть документы по административным вопросам, вопросам материально-технического обеспечения, планирования, бухгалтерского учета, подготовки кадров, внешнеторговой деятельности и т. д.;

2) по происхождению документы делятся на официальные и личные. Официальные документы создаются организациями или должностными лицами по определенным правилам (стандартам). К официальным документам относятся и документы, удостоверяющие личность человека и его права, а также содержащие сведения биографического характера (паспорт, удостоверение личности, водительские права и т. д.).

Личные документы создаются лицами вне сферы их служебной деятельности.

1) по месту составления документы делятся на: внешние – полученные учреждением (входящие) или направленные им за его пределы (исходящие), внутренние – составленные в данном учреждении и исполняемые внутри его;

2) по наименованию выделяется несколько десятков видов и разновидностей управленческих документов – это анкеты, акты, протоколы, ведомости, инструкции, приказы, отчеты и т. д.»

Наиболее всеобъемлющей классификацией текстов делового копирайтинга, на наш взгляд, будет являться следующая обобщенная классификация согласно видов документов:

– организационно-распорядительные документы (законы, постановления, решения, приказы и др.);

– административно-организационные документы (планы, уставы, правила, акты, отчеты, протоколы, служебные письма и др.);

– документы по личному составу работающих (заявления, автобиографии и др.);

– финансово-учетная документация (платежные поручения, сметы, счет-фактуры и др.).

 

Требования к текстам документов делового оборота

 

Большинство текстов документов делового оборота создаются по жестко заданным требованиям, касающимся содержания и оформления. Так, например, организационно-распорядительные документы «фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц независимо от форм собственности».

Создаются организационно-распорядительные документы на основе нормативно-правовых актов, поручений вышестоящих органов, осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности организации, потребности правового регулирования работы аппарата управления.

Содержание организационно-распорядительных документов отличается по порядку разрешения и перечню рассматриваемых в них вопросов. Эти документы могут быть приняты единолично или коллегиально, совместно несколькими организациями.

Обычно текст организационно-распорядительного документа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. Вторая часть, в свою очередь, может быть поделена на пункты:

– кто делает,

– что делает,

– в какой срок,

– кто и в какой срок и до кого должен довести распорядительный документ,

и т.д.

На организационно-распорядительных документах предусматривается размещение графы «регистрационный номер», куда проставляется присвоенный порядковый номер. Он может содержать буквенные или цифровые обозначениями. Например, номер приказа по личному составу – № 140 л/с, по основной деятельности – № 282 о/д.

Также мы можем рассматривать тексты деловых документов с точки зрения неконтролируемых и контролируемых факторов:

– тексты, подготавливаемые на основе преимущественно неконтролируемых факторов (тех, которые копирайтер не может изменить, но которые он должен учитывать – действовать в соответствии с ними, исходя из них);

– тексты, подготавливаемые на основе преимущественно контролируемых факторов (тех, которыми создатель текста может управлять).

Подавляющее большинство всех деловых текстов создаются на основе неконтролируемых факторов – на основе заданных параметров содержания и оформления. Эти тексты не требуют особого творческого подхода и, соответственно, привлечения к их подготовке специалистов по копирайтингу. Создают такие тексты сами сотрудники заинтересованных в них организаций, компаний, учреждений. Часто такие тексты пишут трафаретным способом. Его применение значительно сокращает время, которое затрачивается на составление документов. «Трафаретные» тексты сводят к минимуму различия в толковании содержащейся в них информации.

Иначе обстоит дело с меньшей (но не менее важной) частью всех деловых текстов, подготавливаемых на основе преимущественно контролируемых факторов. При их написании весьма важно умение создавать «свободные» по содержанию и оформлению тексты, которые при этом точно передают информацию. Поэтому для написания текстов на основе неконтролируемых факторов привлекаются профессиональные копирайтеры.

Среди наиболее востребованных деловых текстов, подготавливаемых на основе преимущественно контролируемых факторов, можно выделить следующие:

деловое письмо,

предложение,

питч,

презентация.

 

Что почитать о деловом копирайтинге?

 

Бернадский С. «Продающие тексты. Как превратить читателя в покупателя»

Брукс П. «Копирайтинг. Как писать рекламные статьи и письма, которые будут продавать»

Дуарте Н. «Resonate. Захвати аудиторию своей яркой историей»

Каптерев А. «Мастерство презентации»

Карепина С. «Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты»

Карепина С. «Пишем убедительно. Сам себе копирайтер»

Кеннеди Дэн. «Продающее письмо: полное руководство для копирайтера»

Кларк Рой. «50 приемов письма»

Кот Д. «Копирайтинг. как не съесть собаку. Создаем тексты, которые продают»

Минто Б. «Принцип пирамиды Минто»

Парабеллум А., Мрочковский Н., Бенко К., Белевич К. «Как писать продающие тексты. Коммерческие предложения, которые приносят миллионы»

Роэм Дэн. «Бла-бла-бла. Что делать, когда слова не работают»

Фредерик П. «Убедительное письмо»

Шугерман. «Искусство создания рекламных посланий»

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Деловое письмо

Содержание делового письма

Структура делового письма

Оформление делового письма

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru