...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Три акта в истории для текста копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Три акта в истории для текста копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Три акта в истории для текста копирайтера"

 

 
   

Трехактная структура стала классической и потому, что она обеспечивает масштабность, сложность истории, и потому, что позволяет избежать повторений, и потому, что соответствует творческим возможностям большинства авторов. Сегодня эту структуру используют в пьесах, романах, сценариях художественных фильмов, рекламных роликов и т.п.

Цифра «3» становится определяющей в структуре не только всей истории, но и ее частей. Так, «каждый акт внутри себя имеет трехактное развитие. И каждое событие внутри себя развивается в три маленьких акта. Такое развитие гарантирует нам максимальное возрастание конфликта и страхует от циркуляции. То есть от того, чтобы действие топталось на месте». История, созданная по такой схеме, развивается по восходящей, с нарастанием напряжения.

 
   

Трехактные структуры содержат три важных изменения, последнее из которых позволяет достигнуть предела в развитии истории. Это заметили и использовали еще древние литераторы, в том числе «первый теоретик литературы»: Аристотель.

Еще один известный современный сценарист, Сид Филд, говорит о том, что у всех историй есть начало, середина и конец. Соответственно имеются определенные «кульминационные точки фабулы», в которых начало переходит в середину, а середина – в конец. Каждая такая точка, являющаяся эпизодом или событием, подталкивает историю к переменам, к развитию, меняет направление развития действия.

В хорошей истории обычно бывает несколько – четыре, пять, шесть – вспышек интереса. Первая – в самом начале истории, когда меняется жизнь героя. Следующие – по ходу развития истории, когда меняются обстоятельства и неизвестно, как поведет себя герой дальше. Все они ориентированы на развязку.

Обычно в истории из трех актов присутствуют четыре запоминающиеся сцены:

– открывающее рассказ побуждающее происшествие,

– кульминация первого акта,

– кульминация второго акта,

– кульминация третьего акта.

Эти четыре сцены и составляют начало, середину и конец истории. Обобщив различные рекомендации, структуру истории можно представить в следующем виде:

 

Акт I. Завязка истории в тексте копирайтера

 

На эту часть приходится до двадцати пяти процентов объема всей истории.

Первый акт вводит аудиторию в контекст истории, которая будет развиваться на протяжении всех трех актов.

Завязка состоит из двух частей: экспозиции и вспышки интереса.

 

Экспозиция

Экспозиция предоставляет информацию о происходящем, о балансе сил, что позволяет начать рассказ истории, подготовить почву для основного конфликта.

В этой части нет ничего лишнего: пространных диалогов или отвлеченных, может быть даже и эффектных, сцен. Вся информация работает исключительно на создание так называемых "предлагаемых обстоятельств" истории. Необходимо сообщить: Кто главный герой? Что он делает? В какой обстановке? Кто еще участвует в действии? Каковы драматические обстоятельства?

Аудитория должна проникнуться атмосферой истории, чтобы затем осознать, что же произошло, и начать понимать мотивы действий героев, начать переживать за них. Иначе ей будет сложно следить за развитием действия, за драматическими изменениями в героях.

Профессионально сделанная экспозиция остается для аудитории «невидимой» – увлеченные показом действия, люди воспринимают необходимые факты, не обращая на них особого внимания, не концентрируясь на них.

Такого эффекта можно добиться, только используя формулу «Показывайте, а не рассказывайте». О человеке должны рассказывать его действия, ситуации, в которые он попадает, диалоги с другими персонажами, когда необходимые факты естественно вплетаются в драматическое повествование. Очень плохо, если герой рассказывает о себе, об окружающем его мире. Все факты аудитория должна узнавать «попутно» развитию драматической ситуации. Так, например, люди могут узнавать факты из реакции персонажей на какие-либо действия.

С одной стороны, экспозиция предоставляет необходимую информацию, с другой – способствует как можно более быстрому развитию конфликта. При этом не следует выливать на аудиторию факты – это будет скучно, – и уже затем переходит к конфликту.

«Когда конфликт отсутствует, сценаристу приходится заниматься "вытиранием пыли"». Гораздо предпочтительнее показывать аудитории зарождение конфликта и при этом дозировано выдавать необходимую информацию из сеттинга истории. Все сведения экспозиции могут быть распределены по всем актам. Какая-то важная деталь из жизни героя может быть представлена в кульминации последнего акта.

Для аудитории информация будет тем ценнее и интереснее, чем медленнее и с большим трудом она будет получена. Все факты нужно представлять дозировано: крошка за крошкой.

Факты экспозиции полярны. Одни из них «работают» на хорошее, другие – на плохое.

Часть фактов нужны для того, чтобы сразу вовлечь аудиторию в историю. Другая часть медленно накапливается для того, чтобы в нужный момент повернуть историю в неожиданном направлении.

В информацию экспозиции следует включать только те факты, о которых аудитория должна и хочет знать, о которых не способна догадаться самостоятельно и незнание которых может ее запутать. В истории не нужно представлять лишние, избыточные факты. Также не стоит использовать факты, полностью раскрывающие суть происходящего. Аудитории не следует догадываться, что будет происходить дальше. Сначала люди должны задавать вопрос: «Почему так происходит?» и затем получать ответ. Но не наоборот – когда мы знаем факты, по которым можем судить о том, что и почему будет происходить дальше. Герой с неизвестным прошлым интереснее аудитории, чем тот, о котором автор все быстренько рассказал.

Часть информации в экспозиции можно передать с помощью ретроспективной истории, сна, закадрового комментария.

 

Ретроспективная история

В первом акте может быть использована экспозиция в виде короткой ретроспективной истории, которая поможет аудитории быстро войти в курс происходящего и одновременно немедленно создаст сильное драматическое напряжение. Аудитория поймет, что произошло перед важным событием за какое-то время, за какое-то количество минут, часов, дней или недель. Почему герой находится в таком состоянии или настроении, чем оно вызвано.

Биографическая экспозиция может начинаться с рассказа о детстве персонажа. То, что с нами происходит в первые годы жизни, во многом определяет то, как мы ведем себя, став взрослыми.

Наиболее часто ретроспективные сцены используются в экспозиции истории, чтобы аудитория быстро вошла в курс происходящего и можно было перейти к показу важных событий. Также ретроспекция используется по ходу развития истории, возвращая аудиторию к какой-то детали, информации, упомянутым ранее, и объясняя их суть.

 

Сон

Часть информации экспозиции может быть включена в сон героя. Обычно какие-то сведения связаны с мечтами или событием из прошлого, оказавшим сильное психологическое воздействие на героя.

 

Закадровый комментарий

В экспозициях историй, создаваемых для сценариев фильмов, может использоваться закадровый комментарий. Обычно к нему прибегают, чтобы привнести в историю внесюжетную многоплановость, дополнительно обогатить ее иронией.

 

Вспышка интереса

В конце первого акта должна присутствовать кульминационная точ­ка фабулы – событие, нарушающее существовавший до него статус-кво, меняющее направление развития действия, толкающее его во второй акт.

Важное событие первого акта называют вспышкой интереса. Она обычно реализуется в виде «побуждающего действия» инициирующего случая", "побуждающего происшествия"). Такая вспышка интереса одновременно и интригует аудиторию, и гонит развитие истории дальше во второй акт.

Побуждающее действие вышибает спокойно жившего героя из седла. Раз – и он втянут в драматическую ситуацию, из которой практически нет выхода, однако ему необходимо восстановить привычный баланс. Сначала герой теряет равновесие, затем испытывает потребность восстановить его. Он принимает решение или начинает действовать.

Хорошее побуждающее действие – это самая большая неприятность, которая может случиться с главным героем. И она же может превратиться в самую большую удачу для него.

Чтобы побуждающее действие максимально вовлекало аудиторию, оно должно быть определенным и динамичным, а также произойти по ходу развития истории, не когда-то ранее, до ее начала.

Побуждающее действие должно быть обязательно показано, а не рассказано между делом. Оно обусловлено обстоятельствами – жизнью героев, их характерами. Неизвестно кто не может начать историю каким-либо действием. Без предлагаемых обстоятельств, не понимая драматизма ситуации, аудитория не вовлечется.

Чем элементарнее, поверхностнее история, тем быстрее возникает побуждающее действие. В ее качестве обычно выступает семейный скандал, драка из-за девушки, столкновение полицейского и преступника и т.п. В таком побуждающем действии все просто и понятно, а потому оно не очень сильно вовлекает аудиторию – кому интересно следить за стандартной, шаблонной ситуацией.

Чем сложнее и оригинальнее побуждающее действие, тем сильнее будет интерес аудитории. Наиболее вовлекающее побуждающее действие рождает у героя не только осознанное, но и подсознательное желание, приводит к внутренней борьбе. Герой может демонстрировать одни мотивы, хотя им на самом деле движут другие. Внутри таких сложных характеров происходит напряженная борьба, конфликт. Вне зависимости от того, как персонаж осознает свое влечение, аудитория чувствует или понимает, что глубоко внутри себя он хочет совсем другого.

 

Акт II. Прогрессия усложнений истории в тексте копирайтера

 

Второй акт – самая объемная часть. На него приходится до пятидесяти процентов всей истории. Середина соединяет весь контекст, всю информацию в одно целое, создает основу для конструирования действия, необ­ходимого, чтобы рассказать историю, готовит предпосылки для третьего акта – для развязки.

На удержание интереса аудитории в этой части хрошо работают детали, которые запоминаются и создают в воображении людей конкретную живую картинку.

Прогрессии усложнения можно добиться:

– углубляя драматизм ситуации, в которую попадает герой, делая препятствия на его пути все более трудными, повышая ставки в борьбе, которую он ведет (например, сначала угроза только карьере, затем – жизни, далее – жизни всего человечества и т.д.);

– расширяя и углубляя конфликт, в том числе за счет подключения к нему новых сил с антагонистической стороны;

– применяя иронию.

 

Углубление драматизма ситуации

Если рассматривать второй акт как Путешествие героя, то в этой части обычно герой переживает приключения и проходит испытания. Приняв решение «отправиться в Путешествие», он не подозревает, насколько сложным оно будет. Своими первыми действиями герой пробуждает мощные, противостоящие ему силы антагониста.

Во втором акте персонаж сталкивается с препятствиями, которые ему необходимо преодолеть, с конфликтами, которые следует разрешить. Герой действует в условиях постоянной драматической конфронтации. Ему приходится преодолевать как внешнее, так и собственное, внутреннее сопротивление, чтобы добиться своей главной цели.

Жизнь героя не просто меняется к худшему, она движется к катастрофе. Чем дальше, тем больше появляется новых обстоятельств. Для героя все усложняется и усложняется. Драматизм возрастает, при этом возрастает и активность героя. Он действует на пределе своих возможностей и кажется, что задача ему не по зубам, что он вот-вот сдастся, сломается.

При этом последовательность событий переходит «точку невозврата». Герой не может отказаться от своего решения и просто вернуться к той ситуации, с которой началось его «путешествие». Он также понимает, что «малой кровью» не обойтись, нужно приложить максимум усилий, отдать всего себя и только тогда цель, возможно, будет достигнута. Смелые поступки не помогают добиться желаемого, и герою нужно поступать еще более решительно. Герой отказывается от «косметических» средств, ему нужно взять в руки «скальпель». Резать по живому. Во имя высшей цели делать больно и себе, и другим.

Накал эмоций аудитории, следящей за тем, что происходит с героем, должен все время возрастать, чтобы дойти в кульминации до максимальной точки.

 

Расширение и углубление конфликта

Так как конфликт героя может быть на трех уровнях: вне и над его личности, межличностным и внутриличностным, то и его развитие может происходить соответственно. Можно развивать конфликт между героем и общественными силами, на которых его действия сказываются, между героем и другими персонажами, а также внутри самого героя.

 

Применение иронии

Развитию истории может послужить и ирония – контраст действий и результатов.

Вместе с тем прямое применение иронии может ее разрушить. Поэтому автору не следует откровенно «юморить». Лучше лишь подавать факты таким образом, что аудитория сама обо всем догаалась, и именно она, а не герой должна сделать вывод: «Какая ирония!»

Очень важны в иронической истории достоверность и точность. Герои следуют хорошо продуманному плану действий, они все просчитали, но жизнь насмехается над ними и ставит на место.

Если в истории после вспышки интереса первого акта нет хорошей прогрессии усложнений, то аудитория начнет скучать.

Проблема длинного второго акта решается с помощью увеличения числа актов.

 

Акт III. Развязка истории в тексте копирайтера

 

На эту часть, как и на завязку, приходится до двадцати пяти процентов объема всей истории. Этот акт может быть самым коротким из всех трех частей.

В третьем акте драматическая ситуация героя резко усложняется, положение становится катастрофичным. В самый критический момент, в максимальной точке напряжения конфликта – кульминации действия – все разрешается: герой находит выход или гибнет. Все вновь возвращается к балансу, хотя ситуация необратимо изменилась к лучшему или к худшему.

Начинается третий акт с последней кульминационной точки второго акта и заканчивается решением истории. Оно может быть каким угодно: герой погибает, выживает, уезжает, женится и т.д. Но в любом случае это должно быть решение – разрешение всей истории. Это не конец истории, а именно разрешение.

Классическое разрешение истории: добро побеждает зло. Даже в том случае, если сам герой, участвуя в конфликте, оказывается побежденным. Обычно в третьем акте возникает воскрешение: герой, который был обречен, выживает и побеждает.

Концовка истории, с одной стороны, должна быть неожиданной, а с другой – логично проистекающей из действий в первом и втором актах.

Если в истории нет развязки, то она будет неинтересна аудитории.

По ходу развития истории от первого акта к третьему происходит все большая концентрация на самом главном происходящем в ней. Первый и второй акты готовят аудиторию к тому, что произойдет в третьем. Соответственно в третьем акте меньше новой информации, но больше драматического напряжения.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Четыре акта и пять актов

Эпизод и сцена

Структура сцены

Подтекст и композиция сцен

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru