...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Тип речи в тексте копирайтера (описание, повествование, рассуждение)

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Тип речи в тексте копирайтера (описание, повествование, рассуждение)"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Тип речи в тексте копирайтера (описание, повествование, рассуждение)"

 

Копирайтер может выражать свое отношение к теме текста определенным типом речи, имеющим свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.

 

Описание в тексте копирайтера

Повествование в тексте копирайтера

Рассуждение в тексте копирайтера

 

Описание в тексте копирайтера

 
   

 

С помощью описания изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или событий в их временной последовательности. Это «фотография» или ряд «фотографий».

Обычно в описании используют слова, которые обозначают качества, а также свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).

Описание помогает человеку увидеть предмет или событие, представить его во времени и пространстве. Описание обычно отвечает на вопросы: Где это находится? Что или кто здесь присутствует? Когда? И т.д.

 
 
   

Например,

«Ночлег»

«Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца…»

 (А. И. Куприн)

 

Повествование в тексте копирайтера

 

В повествовании рассказывается сообщение о каком-либо событии, перечисляются действия или события во временной последовательности (следующие друг за другом).

Основные вопросы, характерные для повествования: Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала? Что происходило далее? И т.д.

Композиция повествовательных текстов обычно включает:

1) завязку (начало событий);

2) развитие действия;

3) кульминацию;

4) развязку (итог событий).

 

Например,

«Герой нашего времени»

«Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. (Завязка) Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты. (Развитие действия) Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошел мимо меня. (Кульминация) Под мышками он нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке». (Развязка)

М. Ю. Лермонтов

 

Рассуждение в тексте копирайтера

 

Рассуждение помогает доказать или объяснить какое-либо положение, сделать мысль более ясной и четкой, позицию – более убедительной. Этот тип речи представляет оценки, рассматривает причины и следствия каких-либо событий и явлений. Объект рассуждения нельзя «сфотографировать». Это – мысли о мире, но не сам мир.

В текстах-рассуждениях часто используют вводные слова-связки (во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно и т.д.).

Рассуждение обычно отвечает на вопросы: Почему это именно так? Что из этого следует? Как быть? Что делать? И т.д.

Композиция текстов-рассуждений обычно включает:

1) тезис (мысль, которую нужно доказать или опровергнуть);

2) обоснование (аргументы, доказательные примеры);

3) вывод (заключение).

 

Например:

«Мастерство писателя»

«Разговор о мастерстве писателя следует начинать с языка. (тезис)

Язык всегда останется основным материалом произведения. Художественная литература – это искусство слова. Даже столь важное начало литературной формы, как композиция, отступает перед решающим значением языка писателя. (обоснование)

Мы знаем хорошие произведения литературы с несовершенной или даже плохой композицией. Но хорошего произведения с плохим языком быть не может. Из негодного леса нельзя выстроить хорошего дома...». (вывод)

 (К. Федин)

 

Следует отметить, что границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. Редко встречается полный текст-описание или текст-рассуждение. Обычно в тексте сочетаются различные типы речи: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. д.

 

Например,

«Евгений Онегин» (описание и повествование)

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

(А. Пушкин)

 

«Золотая роза» (повествование, описание и рассуждение)

«Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озер.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы – двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль, как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

(К. Паустовский)

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Стиль речи в тексте

Формы речи в тексте

Эмоциональный фон

Аргументации при создании текста

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru