...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Информационные жанры современной журналистики

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Информационные жанры современной журналистики"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Информационные жанры современной журналистики"

 

 
   

Информационные жанры нацелены на оперативную фиксацию определенных явлений. Работая над текстом информационного жанра, журналист собирает информацию с помощью интервью, наблюдений, знакомства с документами и т.д.

Среди всего потока материалов в СМИ основную часть занимают материалы именно информационных жанров. Тексты этого типа доносят до аудитории все новости о событиях, происходящих как по соседству, так и на другом конце планеты.

Среди основных информационных жанров можно выделить такие, как:

– заметка;

– корреспонденция;

– интервью;

– репортаж;

– отчет.

 

 
   

Заметка как жанр

 

Заметка – это один из самых небольших по размеру материалов и при этом один из наиболее используемых. В ней оперативно, кратко, точно и ясно излагается новость.

Часто заметка становится предтечей другого, более развернутого материала (статьи или очерка).

В заметке не излагается авторская позиция, его эмоции, ход сбора информации – только голые факты: события, герои, даты и т.д.

Заметка может быть нескольких типов: событийная, аннотация, комментарий, некролог и т.д.

 Событийная заметка, собственно, и сообщает о событии. Ее структура следует логике восприятия информации. Сначала аудитории нужно сказать, что произошло, затем где, когда и почему.

Заметка-аннотация дает краткую информацию о каком-либо большом тексте (статье, научном труде, книге).

Заметка-комментарий дает краткую оценку какому-либо событию.

Заметка-некролог – это сообщение о смерти определенной персоны, содержащее, как правило, краткую биографию, информацию о заслугах и достижениях почившего. В таких материалах может присутствовать информация о причине смерти, месте и времени прощания с умершим, а также месте и времени похорон. В конце некролога приводятся слова с выражением скорби, прощальные слова, обращенные к ушедшему из жизни.

Главные требования к заметке – оперативность, актуальность и краткость.

 

Корреспонденция как жанр

 

Корреспонденция – это материал большего объема, чем заметка. В нем новостная информация подается в развернутом виде. Так, например, какое-либо событие освещается с приведением подробностей, деталей. В корреспонденции могут присутствовать элементы оценки, прогноза и т.д. Вместе с тем она не претендует на глубокий анализ, на сопоставление фактов и т.д.

 

Интервью как жанр

 

Интервью – это материал, полученный журналистом непосредственно от человека – источника информации с помощью задаваемых ему вопросов. Изложение сведений, мнений, комментариев ведется от имени интервьюируемого, а не от имени журналиста.

Обычно к интервью прибегают в тех случаях, когда аудитории важны слова конкретной, значимой для нее персоны.

Интервью может быть нескольких типов: индивидуальным и коллективным, очным и заочным, анкетированием, типа «вопрос-ответ».

При использовании формы коллективного интервью журналист приводит мнения нескольких человек.

К заочному (или дистантному) интервью прибегают в тех случаях, когда интервьюируемый находится в удаленном месте с большой временной разницей, если человек не может обозначить точно время для встречи с журналистом и т.д. Удобная форма заочного интервью – интернет-интервью, когда вопросы и ответы пересылаются по электронной почте.

Анкетирование производится с помощью опроса значительного количества целевой аудитории согласно специально сформулированных вопросов.

«Вопрос-ответ» – это материал, в котором обычно содержится вопрос целевой аудитории и ответ журналиста или специалиста в какой-то конкретной области.

 

Репортаж как жанр

 

Понятие «репортаж» происходит от латинского слова «reportare» – передавать, сообщать. Репортаж описывает происходящее динамично, в настоящем времени. Аудитория смотрит на происшествие глазами очевидца и как бы сама присутствует на месте события (на стадионе, в зале суда, в эпицентре стихийного бедствия и т.д.).

Цель репортажа – наглядно информировать, но не комментировать или объяснять. При этом в репортаже могут приводиться авторские переживания, вызванные знакомством с событием и усиливающие эффект присутствия, эффект сопричастности зрителей или читателей. На создание эффекта присутствия также играет и приведение большого количества фактических деталей, подробностей обстановки.

Это старейший жанр журналистики, давший даже одно из названий профессии – «репортер».

 

Отчет как жанр

 

Отчет – это материал, описывающий результаты, итоги прошедшего события или излагающий принятые решения на каком-либо мероприятии. Обычно публикуются отчеты о съездах, конференциях, собраниях и т.д.

Отчет является достаточно формальным, строгим документом и, соответственно, требует документальной точности. В нем может быть много имен, должностей, цифр, цитат, и все они должны быть досконально проверены.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Аналитические жанры

Художественно-публицистические жанры

Публикация текстов в СМИ

PR-копирайтинг

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru