| ||||||
... | ... | |||||
Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары Информационные жанры современной журналистики |
||||||
|
||||||
Поиск по сайту: ■ Копирайтинг■ Рекламная кампания ■ Медиапланирование ■ Реклама недвижимости ■ Менеджмент рекламы ■ Рубричная реклама ■ Продажа рекламы ■ Медиапланирование ■ Продажа рекламы ■ эффективность рекламы ■ Медиарилейшнз ■ Брендинг
|
Видеоверсия лекции А. Назайкина "Информационные жанры современной журналистики"
(готовится к публикации)
Текстовая версия лекции А. Назайкина "Информационные жанры современной журналистики"
|
|||||
Информационные жанры нацелены на оперативную фиксацию определенных явлений. Работая над текстом информационного жанра, журналист собирает информацию с помощью интервью, наблюдений, знакомства с документами и т.д. Среди всего потока материалов в СМИ основную часть занимают материалы именно информационных жанров. Тексты этого типа доносят до аудитории все новости о событиях, происходящих как по соседству, так и на другом конце планеты. Среди основных информационных жанров можно выделить такие, как: – заметка; – корреспонденция; – интервью; – репортаж; – отчет.
|
||||||
Заметка как жанр
Заметка – это один из самых небольших по размеру материалов и при этом один из наиболее используемых. В ней оперативно, кратко, точно и ясно излагается новость. Часто заметка становится предтечей другого, более развернутого материала (статьи или очерка). В заметке не излагается авторская позиция, его эмоции, ход сбора информации – только голые факты: события, герои, даты и т.д. Заметка может быть нескольких типов: событийная, аннотация, комментарий, некролог и т.д. Событийная заметка, собственно, и сообщает о событии. Ее структура следует логике восприятия информации. Сначала аудитории нужно сказать, что произошло, затем где, когда и почему. Заметка-аннотация дает краткую информацию о каком-либо большом тексте (статье, научном труде, книге). Заметка-комментарий дает краткую оценку какому-либо событию. Заметка-некролог – это сообщение о смерти определенной персоны, содержащее, как правило, краткую биографию, информацию о заслугах и достижениях почившего. В таких материалах может присутствовать информация о причине смерти, месте и времени прощания с умершим, а также месте и времени похорон. В конце некролога приводятся слова с выражением скорби, прощальные слова, обращенные к ушедшему из жизни. Главные требования к заметке – оперативность, актуальность и краткость.
Корреспонденция как жанр
Корреспонденция – это материал большего объема, чем заметка. В нем новостная информация подается в развернутом виде. Так, например, какое-либо событие освещается с приведением подробностей, деталей. В корреспонденции могут присутствовать элементы оценки, прогноза и т.д. Вместе с тем она не претендует на глубокий анализ, на сопоставление фактов и т.д.
Интервью как жанр
Интервью – это материал, полученный журналистом непосредственно от человека – источника информации с помощью задаваемых ему вопросов. Изложение сведений, мнений, комментариев ведется от имени интервьюируемого, а не от имени журналиста. Обычно к интервью прибегают в тех случаях, когда аудитории важны слова конкретной, значимой для нее персоны. Интервью может быть нескольких типов: индивидуальным и коллективным, очным и заочным, анкетированием, типа «вопрос-ответ». При использовании формы коллективного интервью журналист приводит мнения нескольких человек. К заочному (или дистантному) интервью прибегают в тех случаях, когда интервьюируемый находится в удаленном месте с большой временной разницей, если человек не может обозначить точно время для встречи с журналистом и т.д. Удобная форма заочного интервью – интернет-интервью, когда вопросы и ответы пересылаются по электронной почте. Анкетирование производится с помощью опроса значительного количества целевой аудитории согласно специально сформулированных вопросов. «Вопрос-ответ» – это материал, в котором обычно содержится вопрос целевой аудитории и ответ журналиста или специалиста в какой-то конкретной области.
Репортаж как жанр
Понятие «репортаж» происходит от латинского слова «reportare» – передавать, сообщать. Репортаж описывает происходящее динамично, в настоящем времени. Аудитория смотрит на происшествие глазами очевидца и как бы сама присутствует на месте события (на стадионе, в зале суда, в эпицентре стихийного бедствия и т.д.). Цель репортажа – наглядно информировать, но не комментировать или объяснять. При этом в репортаже могут приводиться авторские переживания, вызванные знакомством с событием и усиливающие эффект присутствия, эффект сопричастности зрителей или читателей. На создание эффекта присутствия также играет и приведение большого количества фактических деталей, подробностей обстановки. Это старейший жанр журналистики, давший даже одно из названий профессии – «репортер».
Отчет как жанр
Отчет – это материал, описывающий результаты, итоги прошедшего события или излагающий принятые решения на каком-либо мероприятии. Обычно публикуются отчеты о съездах, конференциях, собраниях и т.д. Отчет является достаточно формальным, строгим документом и, соответственно, требует документальной точности. В нем может быть много имен, должностей, цифр, цитат, и все они должны быть досконально проверены.
Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO» Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова… Не опоздай к началу занятий! Жми!
|
||||||
|
См. также: |
|||||
... |
© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru |
|||||