| ||||||
... | ... | |||||
Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары «Литературные негры», авторское право и плагиат в копирайтинге |
||||||
|
||||||
Поиск по сайту: ■ Копирайтинг■ Рекламная кампания ■ Медиапланирование ■ Реклама недвижимости ■ Менеджмент рекламы ■ Рубричная реклама ■ Продажа рекламы ■ Медиапланирование ■ Продажа рекламы ■ эффективность рекламы ■ Медиарилейшнз ■ Брендинг
|
Видеоверсия лекции А. Назайкина ""Литературные негры", авторское право и плагиат в копирайтинге"
(готовится к публикации)
Текстовая версия лекции А. Назайкина ""Литературные негры", авторское право и плагиат в копирайтинге"
О «литературных неграх» в копирайтинге |
|||||
Есть еще один вид «соавторства» – это использование так называемых «литературных негров» – людей, которые пишут за автора. Под приведенное определение можно подогнать спичрайтеров или деловых копирайтеров, которые готовят речи, деловые письма или презентации для руководящих или публичных персон. Также к «литературным неграм» в принципе можно отнести и журналистов, которые поочередно пишут под одним именем для одной и той же колонки. Однако в приведенных типах копирайтинга авторство не имеет большого значения. А вот в литературе все держится как раз на имени писателя. Поэтому обычно говорят именно о «литературных неграх». О них написаны статьи и даже сняты фильмы. Но существуют ли они в реальности? | ||||||
На этот счет любопытны размышления Ю. Никитина: «Бред это все. Нет никаких негров. Вообще не бывает. В том, общеупотребительном значении, как любят употреблять сплетничающие обыватели…» Однако, и в вопросе с «литературными неграми» не все так просто. Время от времени разные (нетоповые) писатели сообщают о предложениях, поступающих от различных издательств. В них не предлагается писать за какого-то известного автора. Но фактически речь идет о «литературных неграх». Издатели предлагают разным авторам писать книги для серии одного автора, которого на самом деле не существует. При этом писатели получают скромный гонорар за свою работу, а издательство оставляет за собой права на имя «автора», ну, и, разумеется, всю прибыль за «его» книги. Так что, судя по некоторым издательским сериям и их «авторам», определенный вид «литературных неров» существует. Видимо, все-таки есть пишущие люди, которых интересуют только какие-никакие деньги, а честолюбие у них напрочь отсутствует. Как, впрочем, и большой талант.
Об авторском праве, плагиате и компиляции в копирайтингеКопирайтеры всех типов, работая над различными текстами, сталкиваются с проблемами авторского права. С одной стороны, необходимо обеспечить защиту своих произведений, с другой, не нарушать чужие права. Авторское право регулируется соответствующим «Законом об авторском праве и смежных правах» Гражданского Кодекса РФ, а также международными документами (Всемирная конвенция по авторским правам в редакциях, Бернская конвенция, Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций и т.д.). Авторское право распространяется на различные произведения, являющиеся результатами творческого труда: на тексты, фотографии, видео, программы и т.д. Авторское право может быть как индивидуальным, так и коллективным. В одном произведении может быть сразу несколько владельцев авторских прав. Например, на интернет-странице авторское право на вербальный текст принадлежит копирайтеру, на фотографии – фотографу, на видео – оператору, на музыку – композитору, на слова песни – поэту, на исполнение песни – исполнителю и т.д. Разделяются имущественные и неимущественные авторские права. Имущественное право заключается в возможности получать авторское вознаграждение (гонорар, роялти и т.д.). Имущественные права действуют в течение жизни автора и на протяжении 70 лет после его смерти. Личные (неимущественные) права автора заключаются в том, что он может обозначать авторство своим именем или псевдонимом, так и публиковаться без указания имени, т.е. анонимно. Редактирование, переделка произведения без согласия автора является нарушением его прав. Неимущественное авторское право действует бессрочно. Наличие авторских прав на произведение обозначается знаком © (copyright). Защита нарушенных прав осуществляется через суд. Одним из самых явных нарушений авторского права является плагиат – намеренное (полное или частичное) воспроизведение чужого произведения под своим именем или под именем третьего лица. Часто плагиат является одним из страхов начинающих копирайтеров, беспокоящихся, что кто-то украдет их «гениальную» идею или задумку. Только по прошествии определенного времени, после обретения себя, авторы начинают понимать, что даже хорошую идею трудно воплотить в жизнь. Кроме того, за идеей всегда стоит определенное авторское видение, а сам текст профессионального копирайтера слишком индивидуален, чтобы его украсть и присвоить. Поэтому нет никакого смысла беспокоиться о том, что какой-то текст будет украден. Однако если беспокойство слишком велико, то знающие люди рекомендуют, прежде чем опубликовать свой текст или отправить его в издательство, можно отправить его себе по почте заказным письмом. Которое, конечно, не вскрывать: дата отправки будет свидетельствовать о первенстве автора. Но все же это излишнее беспокойство. Никто не может присвоить несколько текстов одного автора. Поэтому гарантии – в количестве и качестве текстов. Просто нужно писать больше и лучше, стать признанным. И тогда исчезнет повод для беспокойства. Тем не менее, случаи плагиат бывают. И в писательской среде, и в журналистской. Начинающие журналисты в местных газетах иногда берут безличные тексты и просто меняют имена и фамилии героев или места событий. Хороший, индивидуальный текст невозможно украсть, просто поменяв отдельные слова. Когда говорят о плагиате, часто затрагивают тему компиляции – сочинительства на основе чужих исследований или произведений, при котором не производится самостоятельная обработка источников. На основе компиляции получается новое произведение и в этом ее отличие от плагиата.
Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO» Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова… Не опоздай к началу занятий! Жми!
|
||||||
|
См. также: О критике, «самиздате» и самопродвижении |
|||||
... |
© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru |
|||||