...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

«Литературные негры», авторское право и плагиат в копирайтинге

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина ""Литературные негры", авторское право и плагиат в копирайтинге"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина ""Литературные негры", авторское право и плагиат в копирайтинге"

 

О «литературных неграх» в копирайтинге

 
    Есть еще один вид «соавторства» – это использование так называемых «литературных негров» – людей, которые пишут за автора. Под приведенное определение можно подогнать спичрайтеров или деловых копирайтеров, которые готовят речи, деловые письма или презентации для руководящих или публичных персон. Также к «литературным неграм» в принципе можно отнести и журналистов, которые поочередно пишут под одним именем для одной и той же колонки. Однако в приведенных типах копирайтинга авторство не имеет большого значения. А вот в литературе все держится как раз на имени писателя. Поэтому обычно говорят именно о «литературных неграх». О них написаны статьи и даже сняты фильмы. Но существуют ли они в реальности?
 
   

На этот счет любопытны размышления Ю. Никитина:

«Бред это все. Нет никаких негров. Вообще не бывает. В том, общеупотребительном значении, как любят употреблять сплетничающие обыватели…»

Однако, и в вопросе с «литературными неграми» не все так просто. Время от времени разные (нетоповые) писатели сообщают о предложениях, поступающих от различных издательств. В них не предлагается писать за какого-то известного автора. Но фактически речь идет о «литературных неграх». Издатели предлагают разным авторам писать книги для серии одного автора, которого на самом деле не существует. При этом писатели получают скромный гонорар за свою работу, а издательство оставляет за собой права на имя «автора», ну, и, разумеется, всю прибыль за «его» книги. Так что, судя по некоторым издательским сериям и их «авторам», определенный вид «литературных неров» существует. Видимо, все-таки есть пишущие люди, которых интересуют только какие-никакие деньги, а честолюбие у них напрочь отсутствует. Как, впрочем, и большой талант.

 

Об авторском праве, плагиате и компиляции в копирайтинге

Копирайтеры всех типов, работая над различными текстами, сталкиваются с проблемами авторского права. С одной стороны, необходимо обеспечить защиту своих произведений, с другой, не нарушать чужие права.

Авторское право регулируется соответствующим «Законом об авторском праве и смежных правах» Гражданского Кодекса РФ, а также международными документами (Всемирная конвенция по авторским правам в редакциях, Бернская конвенция, Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций и т.д.).

Авторское право распространяется на различные произведения, являющиеся результатами творческого труда: на тексты, фотографии, видео, программы и т.д.

Авторское право может быть как индивидуальным, так и коллективным.

В одном произведении может быть сразу несколько владельцев авторских прав. Например, на интернет-странице авторское право на вербальный текст принадлежит копирайтеру, на фотографии – фотографу, на видео – оператору, на музыку – композитору, на слова песни – поэту, на исполнение песни – исполнителю и т.д.

Разделяются имущественные и неимущественные авторские права. Имущественное право заключается в возможности получать авторское вознаграждение (гонорар, роялти и т.д.). Имущественные права действуют в течение жизни автора и на протяжении 70 лет после его смерти.

Личные (неимущественные) права автора заключаются в том, что он может обозначать авторство своим именем или псевдонимом, так и публиковаться без указания имени, т.е. анонимно. Редактирование, переделка произведения без согласия автора является нарушением его прав. Неимущественное авторское право действует бессрочно.

Наличие авторских прав на произведение обозначается знаком © (copyright).

Защита нарушенных прав осуществляется через суд. Одним из самых явных нарушений авторского права является плагиат – намеренное (полное или частичное) воспроизведение чужого произведения под своим именем или под именем третьего лица.

Часто плагиат является одним из страхов начинающих копирайтеров, беспокоящихся, что кто-то украдет их «гениальную» идею или задумку. Только по прошествии определенного времени, после обретения себя, авторы начинают понимать, что даже хорошую идею трудно воплотить в жизнь. Кроме того, за идеей всегда стоит определенное авторское видение, а сам текст профессионального копирайтера слишком индивидуален, чтобы его украсть и присвоить. Поэтому нет никакого смысла беспокоиться о том, что какой-то текст будет украден. Однако если беспокойство слишком велико, то знающие люди рекомендуют, прежде чем опубликовать свой текст или отправить его в издательство, можно отправить его себе по почте заказным письмом. Которое, конечно, не вскрывать: дата отправки будет свидетельствовать о первенстве автора. Но все же это излишнее беспокойство. Никто не может присвоить несколько текстов одного автора. Поэтому гарантии – в количестве и качестве текстов. Просто нужно писать больше и лучше, стать признанным. И тогда исчезнет повод для беспокойства.

Тем не менее, случаи плагиат бывают. И в писательской среде, и в журналистской. Начинающие журналисты в местных газетах иногда берут безличные тексты и просто меняют имена и фамилии героев или места событий.

Хороший, индивидуальный текст невозможно украсть, просто поменяв отдельные слова.

Когда говорят о плагиате, часто затрагивают тему компиляции – сочинительства на основе чужих исследований или произведений, при котором не производится самостоятельная обработка источников. На основе компиляции получается новое произведение и в этом ее отличие от плагиата.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

О критике, «самиздате» и самопродвижении

Литературные агенты, учеба, мистика и слава

Литературный копирайтинг

Формы, роды, жанры литературы

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru