...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Формы, роды и жанры литературы

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Формы, роды и жанры литературы"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Формы, роды и жанры литературы"

 

Для того чтобы создавать цельные и понятные читателю литературные произведения, копирайтер должен понимать, каких форм, родов и жанров они бывают.

 

Поэтические и прозаические формы

 
   

Прежде всего литературу делят по форме художественной речи: на стихотворную (поэзию) и нестихотворную (прозу).

Поэзия (от греч. ποίησις – творчество, сотворение) – это ритмически упорядоченная речь, отличаемая высокой эмоциональной насыщенностью, выразительным языком, относительно легкой запоминаемостью и выражаемая преимущественно в стихотворном виде. Хотя в мире немало прославленных поэтов, но в подавляющем большинстве случаев поэзия – это начальный этап творческого пути. Литератор, оттачивая в стихах мастерство владения словом, размером и ритмом, переходит от малых поэтических форм к крупным, от поэзии – к прозе.

 
   

Проза (лат. prōsa) – это речь без деления на соизмеримые отрезки, ритм которой опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций. Она же – нестихотворная литература.

В отличие от поэзии, проза не имеет значительных ограничений по ритму и рифме. Она предоставляет авторам, как отмечал М. М. Бахтин, более широкие «возможности языкового многообразия, соединения в одном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться: в прозаической художественности (наиболее полно проявившейся в романе)». Проза, в частности, многократно превосходит поэзию в жанровом многообразии.

Копирайтеру необходимо уметь создавать как прозаические, так и поэтические произведения.  Знание поэзии обогащает язык прозаика.  Как отмечал К. Паустовский:

«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть».

 

Роды и жанры литературы

 

Все словесно-художественные произведения можно объединить в три большие группы, именуемые литературными родами и включающими в себя как поэтические, так и прозаические тексты:

– эпос,

– драма,

– лирика.

Также как отдельный род выделяют лироэпику и отличают некоторые межродовые и внеродовые формы.

Хотя имеется разделение на роды, в литературных произведения может быть «родовое пересечение». Так, может быть эпическая поэма, лирическая повесть, драматический рассказ и т.д.

В каждый из литературных родов входят произведения определенного жанра.

Литературные жанры – это группы произведений, собранные по формальному и содержательному признаку. Также можно сказать, что жанр – это исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, имеющий определенный комплекс устойчивых свойств (размер, речевые конструкции, принципы построения и т.д.). Жанры обеспечивают преемственность и стабильность в литературном развитии.

Со временем одни жанры отмирают, им на смену приходят другие. Также «оставшиеся в живых» жанры могут становиться как более, так и менее популярными –  как у авторов, так и у читателей. На формирование или изменение литературных жанров влияет историческая действительность. Так, например, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков мощно развивались детективный, полицейский роман, научно-фантастический и дамский («розовый») роман.

Классификация жанров – задача непростая, т.к. разные жанры могут обладать одинаковым свойствами.

Исторически жанры разбивали на две группы: «высокие» и «низкие». Так, в ранние литературные времена жития святых относились к «высоким», а развлекательные произведения – к «низким». В период классицизма была установлена строгая иерархия жанров: высокие – это ода, трагедия, эпопея, низкие – комедия, сатира, басня. Позже к «высоким» стали относить сказку, роман.

Сегодня говорят о высокой литературе (строгой, подлинно художественной, «литературном верхе»), и о массовой («тривиальной», «популярной», «потребительской», «паралитературе», «коньюктурной литературе», «литературном низе»). Первая предназначена для людей рефлексирующих, образованных, разбирающихся в искусстве. Вторая – для невзыскательного большинства читателей, для человека «не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения». Массовую литературу отличает схематизм, использование стереотипов, клиширование, «безавторство». Но свои недостатки популярная литература компенсирует динамично развивающимся действием, обилием невероятных происшествий.

Также выделяют классическую литературу и беллетристику. Классическая литература – это те произведения, которые являются вершинами творчества и на которые нужно равняться современным авторам.

Как говорят, классика – это то, что пишется с расчетом на вкусы будущих поколений.

Беллетристикой (от фр. belles lettres – изящная словесность) обычно называют неклассическую повествовательную прозу, относящуюся к массовой литературе, но не находящуюся в самом «низу». Другими словами, беллетристика – срединная массовая литература, находящаяся между классикой и бульварным чтивом.

Копирайтер должен хорошо представлять себе специфику родов и жанров литературных произведений. Например, смешение или подмена жанров может легко «убить» текст для читателя, ожидающего одно, а получившего другое (вместо «комедии» – «драму», вместо «боевика» – «мелодраму» и т.д.). Однако же продуманное смешение жанров может также и эффективно работать на определенный текст. Конечный результат будет зависеть от грамотности и мастерства копирайтера. Он обязан знать «законы жанра».

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Эпос и его жанры

Драма и ее жанры

Лирика и ее жанры

Лироэпика и ее жанры

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru