| ||||||
... | ... | |||||
Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары Персонажи истории в тексте копирайтера |
||||||
|
||||||
Поиск по сайту: ■ Копирайтинг■ Рекламная кампания ■ Медиапланирование ■ Реклама недвижимости ■ Менеджмент рекламы ■ Рубричная реклама ■ Продажа рекламы ■ Медиапланирование ■ Продажа рекламы ■ эффективность рекламы ■ Медиарилейшнз ■ Брендинг
|
Видеоверсия лекции А. Назайкина "Персонажи истории в тексте копирайтера"
(готовится к публикации)
Текстовая версия лекции А. Назайкина "Персонажи истории в тексте копирайтера"
|
|||||
Лучшие персонажи истории – те, которые вызывают сильный эмоциональный отклик у аудитории. К таким персонажам относятся люди из нашего ближнего круга: мать, отец, брат, сестра, сын, дочь, возлюбленный или возлюбленная. У аудитории при встрече с такими персонажами уже заложена определенная эмоциональная связь. Ее не нужно налаживать, как с другими персонажами. Связь с ними свойственна любой нации и любой культуре. Поэтому персонажи такой истории будут понятны всем. Кроме ближнего круга, существует масса людей, с которыми мы общаемся по жизни и которые также могут стать персонажами истории. Если проанализировать художественные произведения, то можно выделить несколько архетипов современных персонажей: |
||||||
– «Свой парень» (типично американский архетип): молодой человек, стремящийся к успеху, немного недалекий, но отважный малый. Персонажам такого типа мы всегда желаем успеха; – «Умница» (чистая сердцем и миленькая): женский аналог архетипа «свой парень»; – «Бесенок» (маленький сорванец, сообразительный и изобретательный); – «Секс бомба»; – «Красавчик» (мужской аналог предыдущего архетипа); – «Солдат, который возвращается, чтобы отомстить врагам». К этому списку можно добавить также популярных сказочных гномов и плутов, закадычных друзей, говорящих животных, старых дев, «фальстафов», скряг. В сложных историях бывает несколько главных героев, каждому из которых уделяется примерно одинаковое внимание. Основное правило при выборе персонажа: ни один человек в истории не должен появляться, присутствовать в ней случайно. Каждый герой – первостепенный, второстепенный или третьестепенный – выполняет в истории свою функцию согласно замыслу автора. Каждый герой является альтернативой или дополнением к общему взгляду на ситуацию или проблему, демонстрируя противоположное, полярное общепринятым действие или мнение. Обычно персонажи подбираются на контрасте друг другу, так, чтобы меду ними стал возможен конфликт. У них должны быть разные амбиции. Чем сильнее различие персонажей, тем лучше развивается конфликт. Поэтому похожие герои или уничтожаются, или «сливаются» в одного. Состав действующих лиц задает главный герой. Все остальные персонажи истории «работают» на него: развивают его конфликт, подчеркивают его характер, помогают осмыслить его действия и т.д. Один персонаж может вызывать гнев главного героя, другой– открывать в нем чувство юмора, третий – великодушие, и т.д. Количество персонажей не может быть случайным. Роль и место каждого героя произведения определены. Все персонажи «работают» на конфликт, на развитие сюжета и на раскрытие темы. Очень хорошо, если имена будут отличаться по первой букве: одного героя, например, зовут Александр, другого Борис, третьего – Федор и т.д. Чтобы лучше различать персонажей, нужно придать каждому из них индивидуальные черты, характерные особенности. На создание образа работает и поведение персонажей: особенные жесты, мимика, речь. «Вспомогательные» персонажи могут быть сложными, многомерными, как и главный герой. Действия в своих конфликтах персонажи второго плана двигают основной конфликт главного героя, помогают аудитории сильнее любить или ненавидеть его. Также вспомогательные герои помогают и открытию друг друга в истории. Эпизодические герои должны быть гораздо проще. Но, выполняя свою роль, они не могут быть скучными. Каждый из них должен иметь какую-то яркую особенность в момент появления в истории. Например, продавщица может быть хохотушкой или человеконенавистником, клерк – педантом или болтуном, подсказывающий дорогу прохожий на улице – увлеченным собирателем городских легенд или мелким мошенником и т.д. В целом главный герой, его ближний круг и эпизодические герои позволяют создать многомерный мир истории. Без разноплановой «свиты» картинка станет плоской и черно-белой. На фоне мира и конфликтов второстепенных персонажей более понятен мир и конфликт главного героя. У каждого персонажа своя жизнь и свои, понятные аудитории эмоции. Один герой боится, другой паникует, третий наслаждается, четвертый разочаровывается и т.д. Каждый персонаж имеет свою историю, свой подсюжет, который помогает развивать главный сюжет. Чем дальше персонаж от главного героя, тем лаконичнее его история. У эпизодических героев вообще нет своего подсюжета. Персонажи не являются реальными людьми. Автор их выдумывает или, точнее, создает так же, как создает и всю историю. А вот за основу часто берется реально существующий человек. Поэтому авторы всегда в работе: в офисе, в кафе, в театре, на пляже – наблюдают за окружающими людьми, выхватываю детали характеров, речи, поведения и т.д. Если взять и перенести в историю реального человека, то он будет не интересен. Чтобы он стал живым, а значит – противоречивым, в нем нужно соединить несколько противоположных, конфликтующих друг с другом характеров. Тогда герой станет настоящим, будет вести себя в истории, как и в жизни – порой нелогично, непредсказуемо, в общем, «по-человечески». В противном случае получится робот, жалкая копия. А автор соединяет ум одного человека, тело другого, желания третьего… Основой же является сам автор. Он тоже человек и у него есть то, что есть у каждого из людей, то, что он очень хорошо знает: эгоизм, любовь, желание сбежать от проблем, тяга к удовольствиям, ум, душа и т.д. К этому он добавляет черты других людей, создавая нового, уникального человека. Когда в персонаже есть противоречия, это заставляет аудиторию следить за его действиями и поступками, приковывает ее внимание. Каждому персонажу нужно подарить такой характер, который позволяет ему действовать в конфликте убедительно, не вызывать у аудитории вопросов или недоверия. Должны быть понятны цели и средства персонажа. Характер в истории выражается не словами, а действиями. Для того чтобы персонаж жил и действовал в истории, автор должен задать для него определенные характеристики. В целом можно сказать, что характер складывается из понимания того, кто делает, что делает и с какой целью делает. Подсказками к пониманию персонажа являются и его физические данные, и его маска, которую он носит по жизни, и то, что и как он говорит о других людях, и то, что о нем говорят другие люди. Наблюдающая аудитория все это анализирует, отделяя правду от лжи, вскрывая истинную суть характера персонажа. Правильно созданный персонаж должен обязательно вызывать какие-нибудь эмоции у людей: хорошие или плохие. Если персонаж подробно описан, но не вызывает эмоций, значит, он неудачно создан. Возможна ситуация, когда аудитория будет сопереживать не положительному герою, имеющему «плоский» характер, но отрицательному – «многомерному». Необходимо определенное умение, чтобы качественно описать персонаж, придать ему индивидуальные черты, отметить характерные особенности. Описывая героев, следует осторожно относиться к юмору. Его использование оправдано в отношении не ко всем героям. Об этом говорит Ю. Никитин: «Как ни грустно это признать и как бы это ни хотелось, но все же скажем правду: юмор героическому характеру противопоказан. Не зря говорили древние греки: трагедии – для благородных, комедии – для рабов. Юмор практически весь основан на снижении образа, на разоблачении героических реалий… Вспомним все яркие образы : Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Роланд, Тристан и Изольда, Гамлет, Отелло, Анна Каренина, Базаров, Онегин, Печорин, Павка Корчагин… там юмором и не пахло, авторы прекрасно понимали, что любая шуточка снижает героику. Когда уж очень невтерпеж, для этого существует такая ипостась, как "спутник героя", которому юморить можно за двоих. Это Санчо Панса, дед Щукарь и великое множество, вы сами их вспомните, которые, как доктор Ватсон, оттеняют достоинства своего героя…». Полностью раскрытый характер помогает понять, как персонаж будет действовать в конфликте. В нем же герой полностью выдает себя, действует в соответствии с сутью своего характера. Он совершает непредсказуемые, но закономерные поступки. Аудитория понимает это и соглашается с таким поведением персонажа. Обязательные персонажи истории – это те, кто совершенно необходимы для развития конфликта. Ими обычно являются: – протагонист (главный герой истории), – антагонист (тот, кто противостоит главному герою), – друг героя и/или объект его любви. В истории присутствует также и каталист, помогающий раскрыть характер главного героя. В его роли может выступать как сам антагонист, так и друг героя или объект его любви.
Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO» Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова… Не опоздай к началу занятий! Жми!
|
||||||
|
См. также: |
|||||
... |
© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru |
|||||