| ||||||
... | ... | |||||
Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары Драматическая ситуация, перипетия и событие в истории для текста копирайтера |
||||||
|
||||||
Поиск по сайту: ■ Копирайтинг■ Рекламная кампания ■ Медиапланирование ■ Реклама недвижимости ■ Менеджмент рекламы ■ Рубричная реклама ■ Продажа рекламы ■ Медиапланирование ■ Продажа рекламы ■ эффективность рекламы ■ Медиарилейшнз ■ Брендинг
|
Видеоверсия лекции А. Назайкина "Драматическая ситуация, перипетия и событие в истории для текста копирайтера"
(готовится к публикации)
Текстовая версия лекции А. Назайкина "Драматическая ситуация, перипетия и событие в истории для текста копирайтера"
Драматическая ситуация в истории для текста копирайтера |
|||||
Драматическая ситуация – это начало конфликта, давление на героя таких обстоятельств, которые сильнее, чем возможности его характера. Герой находится в безвыходной ситуации. Она может стать и еще хуже. Это заставляет героя искать выход, и он вступает в борьбу с угрожающим ему антагонистом. Угроза, которая заставляет героя действовать в драматической ситуации, называется альтернативным фактором. Его главная угроза действует извне. Суть альтернативного фактора заключается в вопросе: "Что будет, если герой не справится с опасностью?" Например, С. Кинг так формулирует этот вопрос применительно к своим книгам: «Что, если на небольшую деревушку в Новой Англии нападут вампиры? ("Жребий") Что, если полисмен в захолустном городке Невады взбесится и станет убивать всех, кто попадется на глаза? ("Безнадега") |
||||||
Что, если уборщица, подозреваемая в убийстве, которое ей сошло с рук (своего мужа), попадает под подозрение в убийстве, которого она не совершала?.. ("Долорес Клэйборн") Что, если молодую мать с сыном не выпустит из сломанной на дороге машины бешеный пес? ("Куджо")». Альтернативным фактором может быть: 1. Удар по самоуважению. 3. Физический вред. 4. Угроза смерти. 5. Угроза жизни семьи. 6. Угроза жизни популяции. 7. Угроза человечеству. Чем туманнее и отдаленнее угроза альтернативного фактора, тем менее напряжена драматическая ситуация. Поэтому альтернативный фактор должен быть четко сформулирован. Расплывчатая угроза не заинтересует аудиторию. Кроме того, альтернативный фактор должен быть обозначен в начале истории. Лучше всего – в самом начале, сразу. Далее он растет, даже если опасность не всегда присутствует в явной форме. Сильная драматическая ситуация заявляет проблему, возникшую между конкретными людьми. Слабая – между героем и силами природы, социальными явлениями или философскими концепциями. Драматическая ситуация зовет героя в путешествие. Рассматривая ее, аудитория должна понимать, что предстоит сделать герою. Мысленно ставя себя на его место, она должна начать переживать, сочувствовать, вдохновлять, укрепляя с ним эмоциональную связь. Простое действие в драматической ситуации будет хорошим началом истории. Это запуск механизма ее движения. Простота действия дает аудитории качественное понимание того, что происходит и будет происходить. Первая драматическая ситуация создает вспышку интереса. Далее происходит прогрессирующее усложнение драмы. На протяжении всей истории главный герой и окружающие его персонажи переходят из одной драматической ситуации прямо в следующую, еще более опасную – из огня да в полымя. Каждый раз герой должен оказываться в безвыходном положении, искать из него выход, вступать в борьбу антагонистом, преодолевать барьеры, чтобы двигаться дальше. Вся история, собственно, и состоит из череды драматических ситуаций, из которых выпутывается герой. При этом он вынужден действовать на пределе своих возможностей, раскрывать характер и меняться. В конце истории, пройдя через сгусток драматических ситуаций, герой достигает крайней точки человеческого опыта. В каждой драматической ситуации у героя будет определенный достоверный мотив, побуждающий его сделать определенный шаг. Наблюдая одну драматическую ситуацию за другой, переживая каждую из них вместе с героем, аудитория все больше погружается в историю. Некоторые авторы подменяют драматическую ситуацию интригой – совокупностью поступков персонажей, которые преодолевают разного рода неожиданные препятствия. Интрига, безусловно, придает сюжету динамизм, остроту, занимательность, но без драматических ситуаций история получится неглубокой, поверхностной.
Драматическая перипетия в истории для текста копирайтера
Драматическая перипетия – это поворотный момент в развитии драматической ситуации. Герой движется в конфликте из одной драматической ситуации в другую, каждый раз повторяя схему драматической перипетии: от несчастья к счастью через оценку ситуации. Сначала ему угрожает опасность, он ее оценивает и находит выход из положения, спасается. Сильная радость и сильное горе вызывают сильную эмоциональную реакцию, шок. Поэтому в хорошей истории герой то находится в смертельной ситуации, то на вершине счастья. По ходу истории одна драматическая ситуация резко сменяет другую, усиливается давление альтернативного фактора, накал страстей возрастает. Все это происходит благодаря перипетиям – неожиданным поворотам от счастья к несчастью, от несчастья к счастью. Опасности, надежды, размышления в каждой перипетии разные, но ее схема остается одинаковой: от счастья к несчастью, от несчастья к счастью. Драматических перипетий в истории не может быть слишком много. Чем больше эмоций мы хотим вызвать, тем больше перипетий мы используем. Они могут быть большими и маленькими. Большие перипетии – это поворотный пункт в трех-пятиактном развитии драматической ситуации. Маленькие перипетии – поворотные пункты в эпизодах истории. Чем чаще герой будет совершать хоть и почти незаметный поворот от надежды к отчаянию, от счастья к несчастью и наоборот, тем больше эмоций он будет вызывать у аудитории.. Перипетии не только разогревают эмоции, но и придают истории достоверность, убедительность. Потому что каждый человек переживает драматические перипетии практически постоянно. С утра был счастлив, потом получил плохую новость и стал несчастным, затем нашел, как справиться с обрушившимся несчастьем, взялся за дело и к обеду снова стал счастливым. Маленькие драматические перипетии кратковременны. Большие могут составлять недели, месяцы и годы. Цепь маленьких перипетий составляет цепь больших. Финальная перипетия приводит историю к кульминации, а аудиторию – к катарсису.
Событие в истории для текста копирайтера
История развивается от события к событию. В каждом событии содержится один конфликт, который заметно изменяет положение персонажей в истории. «Событие истории вызывает значимое изменение в жизни персонажа, которое выражается и воспринимается в соответствии с его ценностью и проявляется через конфликт». События концентрируют вокруг себя предлагаемые обстоятельства драмы и драматизируют главный драматический вопрос истории. Они дают новую ценную информацию, которая влияет на ход истории и на действия персонажей. Герой может начать гневаться, собирать волю в кулак, умиляться и т.д. – изменять свое положение в истории. Предоставляя осевую (стержневую) информацию, события толкают развитие истории. Одновременно, знакомя с информацией предлагаемых обстоятельств, создают убедительную эмоциональную атмосферу, вовлекают в представляемый мир. Осевая информация должна быть ограничена, чтобы аудитория не узнавала слишком быстро и слишком много. Также и информация предполагаемых обстоятельств должна подаваться дозировано – ровно столько, сколько нужно для использования в конкретном конфликте и для сохранения интереса аудитории. Не каждое действие персонажей является событием. Им будет только то, которое приводит к ощутимым изменениям в отношениях характеров. Характер проявляется в том, как герой поступает в событии.
Метропоезд остановился между станциями. Это не событие. Метропоезд остановился между станциями и лишил героя возможности проводить улетающую навсегда любимую. Это событие.
Он и она любят друг друга, не подавая вида. Это не событие. Не в силах сдерживать страсть, влюбленные бросаются в объятия друг друга. Это событие. Далее у них несколько недель тихого счастья. Это не событие. Но затем они ссорятся вдрызг и разбегаются. Это событие.
События, даже очень ценные с точки зрения развития истории, не могут случайными. Аудитория должна видеть и понимать закономерность происходящего. Случайное, абсурдное стечение обстоятельств в истории, которое в дальнейшем не работает на ее развитие – признак непрофессионализма автора. Если событие происходит, на первый взгляд, случайно (встреча, передача/получение информации, ранение и т.д.), то далее в истории оно должно обрести смысл, стать закономерным звеном во всей цепи событий и работать на развитие характера, на логику действия героев и т.д. Случайные «неслучайные» события стоит использовать в первой половине истории, чтобы далее она развивалась за счет действия самих персонажей. Роберт Макки рекомендует: «никогда не используйте совпадения для создания финала. Это "бог из машины" – самый великий грех сценариста…» Но Александр Митта отмечает: «Случайность в кульминации хороша, если она ошеломляет нас на пути к катарсису. Кульминация и финал "Ромео и Джульетты" тому пример». Событие не должно быть уменьшенной копией или метафорой всей истории. Аудитория не должна понимать полного смысла события. Он проявляется только во взгляде на всю историю. Событие – часть мозаики всей истории. Само событие также состоит из действий – ярких, драматических действий Действия персонажей готовят событие, накапливают конфликт. Событие его взрывает и изменяет отношения. История развивается по схеме:
Действие → событие и событие → действие.
Действие в событии идет от микродействия к микродействию через развитие конфликта. Каждое событие состоит из микрособытий. Цепь событий создают историю. Ее напряжение возрастает при движении от события к событию. Считается, что обычно цепочка в истории состоит из 30-50 событий. Вовлечение аудитории в события происходит за счет показа действия, а не за счет описания ситуации, объяснения или комментария.
Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO» Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова… Не опоздай к началу занятий! Жми!
|
||||||
|
См. также: |
|||||
... |
© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru |
|||||