...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Драматическая ситуация, перипетия и событие в истории для текста копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Драматическая ситуация, перипетия и событие в истории для текста копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Драматическая ситуация, перипетия и событие в истории для текста копирайтера"

 

Драматическая ситуация в истории для текста копирайтера

 
   

Драматическая ситуация – это начало конфликта, давление на героя таких обстоятельств, которые сильнее, чем возможности его характера. Герой находится в безвыходной ситуации. Она может стать и еще хуже. Это заставляет героя искать выход, и он вступает в борьбу с угрожающим ему антагонистом.

Угроза, которая заставляет героя действовать в драматической ситуации, называется альтернативным фактором. Его главная угроза действует извне.

Суть альтернативного фактора заключается в вопросе: "Что будет, если герой не справится с опасностью?" Например, С. Кинг так формулирует этот вопрос применительно к своим книгам:

«Что, если на небольшую деревушку в Новой Англии нападут вампиры?

("Жребий")

Что, если полисмен в захолустном городке Невады взбесится и станет убивать всех, кто попадется на глаза?

("Безнадега")

 
   

Что, если уборщица, подозреваемая в убийстве, которое ей сошло с рук (своего мужа), попадает под подозрение в убийстве, которого она не совершала?..

("Долорес Клэйборн")

Что, если молодую мать с сыном не выпустит из сломанной на дороге машины бешеный пес?

("Куджо")».

Альтернативным фактором может быть:

1. Удар по самоуважению.

2. Профессиональный провал.

3. Физический вред.

4. Угроза смерти.

5. Угроза жизни семьи.

6. Угроза жизни популяции.

7. Угроза человечеству.

Чем туманнее и отдаленнее угроза альтернативного фактора, тем менее напряжена драматическая ситуация. Поэтому альтернативный фактор должен быть четко сформулирован. Расплывчатая угроза не заинтересует аудиторию.

Кроме того, альтернативный фактор должен быть обозначен в начале истории. Лучше всего – в самом начале, сразу. Далее он растет, даже если опасность не всегда присутствует в явной форме.

Сильная драматическая ситуация заявляет проблему, возникшую между конкретными людьми. Слабая – между героем и силами природы, социальными явлениями или философскими концепциями.

Драматическая ситуация зовет героя в путешествие. Рассматривая ее, аудитория должна понимать, что предстоит сделать герою. Мысленно ставя себя на его место,  она должна начать переживать, сочувствовать, вдохновлять, укрепляя с ним эмоциональную связь.

Простое действие в драматической ситуации будет хорошим началом истории. Это запуск механизма ее движения. Простота действия дает аудитории качественное понимание того, что происходит и будет происходить.

Первая драматическая ситуация создает вспышку интереса. Далее происходит прогрессирующее усложнение драмы.

На протяжении всей истории главный герой и окружающие его персонажи переходят из одной драматической ситуации прямо в следующую, еще более опасную – из огня да в полымя. Каждый раз герой должен оказываться в безвыходном положении, искать из него выход, вступать в борьбу антагонистом, преодолевать барьеры, чтобы двигаться дальше.

Вся история, собственно, и состоит из череды драматических ситуаций, из которых выпутывается герой. При этом он вынужден действовать на пределе своих возможностей, раскрывать характер и меняться. В конце истории, пройдя через сгусток драматических ситуаций, герой достигает крайней точки человеческого опыта.

В каждой драматической ситуации у героя будет определенный достоверный мотив, побуждающий его сделать определенный шаг.

Наблюдая одну драматическую ситуацию за другой, переживая каждую из них вместе с героем, аудитория все больше погружается в историю.

Некоторые авторы подменяют драматическую ситуацию интригой – совокупностью поступков персонажей, которые преодолевают разного рода неожиданные препятствия. Интрига, безусловно, придает сюжету динамизм, остроту, занимательность, но без драматических ситуаций история получится неглубокой, поверхностной.

 

Драматическая перипетия в истории для текста копирайтера

 

Драматическая перипетия – это поворотный момент в развитии драматической ситуации. Герой движется в конфликте из одной драматической ситуации в другую, каждый раз повторяя схему драматической перипетии: от несчастья к счастью через оценку ситуации. Сначала ему угрожает опасность, он ее оценивает и находит выход из положения, спасается.

Сильная радость и сильное горе вызывают сильную эмоциональную реакцию, шок. Поэтому в хорошей истории герой то находится в смертельной ситуации, то на вершине счастья.

По ходу истории одна драматическая ситуация резко сменяет другую, усиливается давление альтернативного фактора, накал страстей возрастает. Все это происходит благодаря перипетиям – неожиданным поворотам от счастья к несчастью, от несчастья к счастью. Опасности, надежды, размышления в каждой перипетии разные, но ее схема остается одинаковой: от счастья к несчастью, от несчастья к счастью.

Драматических перипетий в истории не может быть слишком много. Чем больше эмоций мы хотим вызвать, тем больше перипетий мы используем. Они могут быть большими и маленькими. Большие перипетии – это поворотный пункт в трех-пятиактном развитии драматической ситуации. Маленькие перипетии – поворотные пункты в эпизодах истории. Чем чаще герой будет совершать хоть и почти незаметный поворот от надежды к отчаянию, от счастья к несчастью и наоборот, тем больше эмоций он будет вызывать у аудитории..

Перипетии не только разогревают эмоции, но и придают истории достоверность, убедительность. Потому что каждый человек переживает драматические перипетии практически постоянно. С утра был счастлив, потом получил плохую новость и стал несчастным, затем нашел, как справиться с обрушившимся несчастьем, взялся за дело и к обеду снова стал счастливым. Маленькие драматические перипетии кратковременны. Большие могут составлять недели, месяцы и годы. Цепь маленьких перипетий составляет цепь больших.

Финальная перипетия приводит историю к кульминации, а аудиторию – к катарсису.

 

Событие в истории для текста копирайтера

 

История развивается от события к событию. В каждом событии содержится один конфликт, который заметно изменяет положение персонажей в истории. «Событие истории вызывает значимое изменение в жизни персонажа, которое выражается и воспринимается в соответствии с его ценностью и проявляется через конфликт».

События концентрируют вокруг себя предлагаемые обстоятельства драмы и драматизируют главный драматический вопрос истории. Они дают новую ценную информацию, которая влияет на ход истории и на действия персонажей. Герой может начать гневаться, собирать волю в кулак, умиляться и т.д. – изменять свое положение в истории.

Предоставляя осевую (стержневую) информацию, события толкают развитие истории. Одновременно, знакомя с информацией предлагаемых обстоятельств, создают убедительную эмоциональную атмосферу, вовлекают в представляемый мир.

Осевая информация должна быть ограничена, чтобы аудитория не узнавала слишком быстро и слишком много. Также и информация предполагаемых обстоятельств должна подаваться дозировано – ровно столько, сколько нужно для использования в конкретном конфликте и для сохранения интереса аудитории.

Не каждое действие персонажей является событием. Им будет только то, которое приводит к ощутимым изменениям в отношениях характеров. Характер проявляется в том, как герой поступает в событии.

 

Метропоезд остановился между станциями. Это не событие.

Метропоезд остановился между станциями и лишил героя возможности проводить улетающую навсегда любимую. Это событие.

 

Он и она любят друг друга, не подавая вида. Это не событие.

Не в силах сдерживать страсть, влюбленные бросаются в объятия друг друга. Это событие.

Далее у них несколько недель тихого счастья. Это не событие.

Но затем они ссорятся вдрызг и разбегаются. Это событие.

 

События, даже очень ценные с точки зрения развития истории, не могут случайными. Аудитория должна видеть и понимать закономерность происходящего.

Случайное, абсурдное стечение обстоятельств в истории, которое в дальнейшем не работает на ее развитие – признак непрофессионализма автора. Если событие происходит, на первый взгляд, случайно (встреча, передача/получение информации, ранение и т.д.), то далее в истории оно должно обрести смысл, стать закономерным звеном во всей цепи событий и работать на развитие характера, на логику действия героев и т.д.

Случайные «неслучайные» события стоит использовать в первой половине истории, чтобы далее она развивалась за счет действия самих персонажей. Роберт Макки рекомендует: «никогда не используйте совпадения для создания финала. Это "бог из машины" – самый великий грех сценариста…»  Но Александр Митта отмечает:

«Случайность в кульминации хороша, если она ошеломляет нас на пути к катарсису. Кульминация и финал "Ромео и Джульетты" тому пример».

Событие не должно быть уменьшенной копией или метафорой всей истории. Аудитория не должна понимать полного смысла события. Он проявляется только во взгляде на всю историю. Событие – часть мозаики всей истории.

Само событие также состоит из действий – ярких, драматических действий

Действия персонажей готовят событие, накапливают конфликт. Событие его взрывает и изменяет отношения. История развивается по схеме:

 

Действие → событие и событие → действие.

 

Действие в событии идет от микродействия к микродействию через развитие конфликта. Каждое событие состоит из микрособытий.

Цепь событий создают историю. Ее напряжение возрастает при движении от события к событию. Считается, что обычно цепочка в истории состоит из 30-50 событий.

Вовлечение аудитории в события происходит за счет показа действия, а не за счет описания ситуации, объяснения или комментария.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Бреши и барьеры в истории

Интерес аудитории

Диалог в истории

Детали и символы

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru