...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Фабула, сюжет и линия истории в тексте копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Фабула, сюжет и линия истории в тексте копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Фабула, сюжет и линия истории в тексте копирайтера"

 

Фабула истории в тексте копирайтера

 
   

 

Фабула и сюжет по-разному обозначают события истории. Фабула является организацией, расположением основных событий (эпизодов) истории в их хронологической последовательности соответственно причинно-следственным связям и центральным мотивам.

В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Таким образом, фабула описывает, как в целом развивается история: с чего все начинается, что происходит на переломе, чем все заканчивается.

 

Сюжет истории в тексте копирайтера

 

Если фабула – это общее описание логического развития истории, то сюжет – форма воплощения фабулы.

 
   

Сюжет – это способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи ряда событий. Его можно назвать базовой схемой истории, представляющей последовательность действий и совокупность отношений персонажей.

Разворачивается сюжет во времени на фоне развития основного конфликта, от одной драматической ситуации, в которую попадает главный герой, к другой. Общие подходы в сюжетостроении разработаны очень давно:

«Принципы классической структуры действовали уже 4000 лет назад, когда на двенадцати клинописных табличках была высечена эпическая поэма о Гильгамеше, ставшая древнейшим в мире литературным произведением, зафиксированным в письменном виде.

Классическая структура – это история, завершающаяся полным и необратимым изменением, в центре которой находится активный главный герой, противостоящий главным образом внешним силам и добивающийся желаемого на протяжении длительного времени в рамках постоянной и причинно-обусловленной вымышленной реальности».

Истории, однако, не могут развиваться по одному и тому же классическому сценарию. Аудитории нужно разнообразие.

С древних времен осуществлялись попытки классифицировать сюжеты. Так, Борхес выделяет четыре типа историй:

«Историй всего четыре. Одна, самая старая – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы…

Вторая, связанная с первой, – о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.

Третья история – о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога – Симурга, который есть каждая из них и все они разом...

Последняя история – о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.

Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде».

Жорж Польти свел весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 сюжетов, в основе которых лежит типология человеческих взаимоотношений и переживаний.

При использовании классического сюжета применяется закрытая концовка, дающая ответы на все поднятые историей вопросы и удовлетворяются все вызванные ею эмоции аудитории.

Бывают сюжеты, которые оставляет концовку открытой. В таком случае аудитория получает ответы не на все вопросы, на оставшиеся ей нужно ответить самостоятельно, и часть эмоций остается неудовлетворенными.

Есть и бессюжетные истории, просто предоставляющие какую-либо информацию. Однако более всего увлекают аудиторию именно сюжетные истории, за развитием которых приходится следить с наибольшим напряжением. Самое глубокое удовлетворение люди получают от сюжетов с закрытой концовкой или с открытой таким образом, что аудитория сама однозначно додумывает, «закрывает» историю.

Действие классического сюжета развивается в привычной линейной последовательности от прошлого через настоящее к будущему (хотя история может и включать ретроспективные эпизоды, поданные в правильном, не запутывающем аудиторию порядке). В меньшей степени используются сюжеты со смещенными во времени событиями или их фрагментами, усложняющими восприятие, запутывающими людей.

В классическом сюжете все события имеют причинно-следственные связи. Также существуют сюжеты, в которых все происходит как нагромождение случайностей, и это может быть успешным ходом при создании, например, абсурдной истории.

Реальность, в которой разворачивается классический сюжет, постоянна и существует в рамках определенного набора правил. В абсурдной истории реальность и ее правила могут изменяться по ходу развития действия.

Обычно в истории есть основной сюжет и вокруг него несколько подсюжетов, развивающие его, подталкивающие к кульминации. Чем незначительнее персонаж и чем дальше он от главного героя, тем проще и лаконичнее его подсюжет.

Бывают и мультисюжетные истории, в которых существует несколько главных героев с собственным набором конфликтов и действий. Единство мультисюжетной истории обеспечивает ее общая идея. При создании таких историй стоит иметь в виду, что человеку все-таки проще следить за одним главным героем и не делить эмоции между несколькими персонажами.

При разворачивании сюжета важно избегать штампов. Иначе аудитории будет скучно воспринимать историю: она заранее поймет, что и как произойдет далее. Все события, повороты истории, действия героев должны быть неожиданны, хотя при этом и логичны.

 

Линия истории в тексте копирайтера

 

Изложение истории начинается с краткого описания того, что в ней произойдет, исходя из существующих темы, героя и конфликта. На этой части работы в истории еще нет никаких деталей, которые могут отвлечь и запутать самого автора.

Это краткое изложение истории придется переписывать несколько раз, чтобы оно заняло три-четыре страницы. И эти три-четыре страницы будут стартовой точкой процесса изложения всей истории.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Структура истории

Три акта в истории

Четыре акта и пять актов

Эпизод и сцена

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru