| ||||||
... | ... | |||||
Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары Фабула, сюжет и линия истории в тексте копирайтера |
||||||
|
||||||
Поиск по сайту: ■ Копирайтинг■ Рекламная кампания ■ Медиапланирование ■ Реклама недвижимости ■ Менеджмент рекламы ■ Рубричная реклама ■ Продажа рекламы ■ Медиапланирование ■ Продажа рекламы ■ эффективность рекламы ■ Медиарилейшнз ■ Брендинг
|
Видеоверсия лекции А. Назайкина "Фабула, сюжет и линия истории в тексте копирайтера"
(готовится к публикации)
Текстовая версия лекции А. Назайкина "Фабула, сюжет и линия истории в тексте копирайтера"
Фабула истории в тексте копирайтера |
|||||
Фабула и сюжет по-разному обозначают события истории. Фабула является организацией, расположением основных событий (эпизодов) истории в их хронологической последовательности соответственно причинно-следственным связям и центральным мотивам. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Таким образом, фабула описывает, как в целом развивается история: с чего все начинается, что происходит на переломе, чем все заканчивается.
Сюжет истории в тексте копирайтера
Если фабула – это общее описание логического развития истории, то сюжет – форма воплощения фабулы. |
||||||
Сюжет – это способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи ряда событий. Его можно назвать базовой схемой истории, представляющей последовательность действий и совокупность отношений персонажей. Разворачивается сюжет во времени на фоне развития основного конфликта, от одной драматической ситуации, в которую попадает главный герой, к другой. Общие подходы в сюжетостроении разработаны очень давно: «Принципы классической структуры действовали уже 4000 лет назад, когда на двенадцати клинописных табличках была высечена эпическая поэма о Гильгамеше, ставшая древнейшим в мире литературным произведением, зафиксированным в письменном виде. Классическая структура – это история, завершающаяся полным и необратимым изменением, в центре которой находится активный главный герой, противостоящий главным образом внешним силам и добивающийся желаемого на протяжении длительного времени в рамках постоянной и причинно-обусловленной вымышленной реальности». Истории, однако, не могут развиваться по одному и тому же классическому сценарию. Аудитории нужно разнообразие. С древних времен осуществлялись попытки классифицировать сюжеты. Так, Борхес выделяет четыре типа историй: «Историй всего четыре. Одна, самая старая – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы… Вторая, связанная с первой, – о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне. Третья история – о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога – Симурга, который есть каждая из них и все они разом... Последняя история – о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры. Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде». Жорж Польти свел весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 сюжетов, в основе которых лежит типология человеческих взаимоотношений и переживаний. При использовании классического сюжета применяется закрытая концовка, дающая ответы на все поднятые историей вопросы и удовлетворяются все вызванные ею эмоции аудитории. Бывают сюжеты, которые оставляет концовку открытой. В таком случае аудитория получает ответы не на все вопросы, на оставшиеся ей нужно ответить самостоятельно, и часть эмоций остается неудовлетворенными. Есть и бессюжетные истории, просто предоставляющие какую-либо информацию. Однако более всего увлекают аудиторию именно сюжетные истории, за развитием которых приходится следить с наибольшим напряжением. Самое глубокое удовлетворение люди получают от сюжетов с закрытой концовкой или с открытой таким образом, что аудитория сама однозначно додумывает, «закрывает» историю. Действие классического сюжета развивается в привычной линейной последовательности от прошлого через настоящее к будущему (хотя история может и включать ретроспективные эпизоды, поданные в правильном, не запутывающем аудиторию порядке). В меньшей степени используются сюжеты со смещенными во времени событиями или их фрагментами, усложняющими восприятие, запутывающими людей. В классическом сюжете все события имеют причинно-следственные связи. Также существуют сюжеты, в которых все происходит как нагромождение случайностей, и это может быть успешным ходом при создании, например, абсурдной истории. Реальность, в которой разворачивается классический сюжет, постоянна и существует в рамках определенного набора правил. В абсурдной истории реальность и ее правила могут изменяться по ходу развития действия. Обычно в истории есть основной сюжет и вокруг него несколько подсюжетов, развивающие его, подталкивающие к кульминации. Чем незначительнее персонаж и чем дальше он от главного героя, тем проще и лаконичнее его подсюжет. Бывают и мультисюжетные истории, в которых существует несколько главных героев с собственным набором конфликтов и действий. Единство мультисюжетной истории обеспечивает ее общая идея. При создании таких историй стоит иметь в виду, что человеку все-таки проще следить за одним главным героем и не делить эмоции между несколькими персонажами. При разворачивании сюжета важно избегать штампов. Иначе аудитории будет скучно воспринимать историю: она заранее поймет, что и как произойдет далее. Все события, повороты истории, действия героев должны быть неожиданны, хотя при этом и логичны.
Линия истории в тексте копирайтера
Изложение истории начинается с краткого описания того, что в ней произойдет, исходя из существующих темы, героя и конфликта. На этой части работы в истории еще нет никаких деталей, которые могут отвлечь и запутать самого автора. Это краткое изложение истории придется переписывать несколько раз, чтобы оно заняло три-четыре страницы. И эти три-четыре страницы будут стартовой точкой процесса изложения всей истории.
Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO» Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова… Не опоздай к началу занятий! Жми!
|
||||||
|
См. также: |
|||||
... |
© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru |
|||||