...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Работа литературного копирайтера сегодня

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Работа литературного копирайтера сегодня"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Работа литературного копирайтера сегодня"

 

 
   

Литература сегодня не является лидером в борьбе за свободное время человека. Тем не менее, она по-прежнему в почете и у читателей, и у «работников пера».

Следует отметить, что, в отличие от других видов копирайтинга, литературный дает безграничную свободу для творческого самовыражения. Внешняя цензура может не позволить опубликовать литературное произведение, но во все времена она не мешала писателям и поэтам творить. Кто-то из авторов обходил цензуру с помощью эзопова языка, как, например, И. Крылов и М. Салтыков-Щедрин. Кто-то писал «в стол», как, например, делали многие писатели в период «советской власти». Также во все времена часть литературных произведений в обход «официоза» передавалась из уст в уста или в рукописном (машинописном «под копирку») виде.

 

Автор и известность

 

 
   

Конечно, любой автор желает видеть свое произведение опубликованным, но отсутствие возможности публикации не останавливало ни одного настоящего писателя или поэта. Например, американская писательница Эмили Дикенсон написала почти две тысячи стихотворений, и только десяток из них были опубликованы при ее жизни. Причем опубликованное было тщательно отредактировано в соответствии с поэтическими нормами того времени.

Некоторые авторы получили свою настоящую известность только после смерти. Так, случилось, например, с поэтом Иннокентием Анненским или с писателем Варламом Шаламовым.

Литературное творчество можно назвать «венчурным» (рискованным) – нет никакой гарантии, что оно будет высоко оценено, признано официально (путем публикации, награждения литературной премией) или неофициально, как случилось, например, с В.Высоцким – поэтом непризнанным властью в советское время, но одновременно бывшим суперпопулярным у народных масс.

Также нельзя сказать в каком возрасте человек может стать известным литератором. Например, первый сборник поэтессы Ники Турбиной «Черновик», со вступительным словом Е. Евтушенко, вышел, когда ей было всего 9 лет. В 10 лет она приняла участие в международном поэтическом фестивале «Поэты и Земля» (в рамках Венецианской биеннале) и там ей был присужден главный приз – «Золотой лев» (судьба Ники в дальнейшем была трагична).

 Франсуаза Саган свою первую книгу «Здравствуй, грусть» написала и опубликовала в девятнадцать лет, в одночасье став знаменитой и богатой. А вот Лоренс Стерн свою первую книгу «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» написал в 46 лет.

Кроме известности и славы, литература может дать (или не дать) автору также и материальные блага. Отношения к ним у писателей и поэтов в разные времена были разными. Так, во времена древнего Рима свободные граждане считали неприличным брать деньги за свои произведения, соглашаясь только на получение символических призов. При этом иностранцы и рабы могли писать за вознаграждение.

В средние века литераторы получали статус «придворного поэта», который позволял им жить рядом с правителем, быть одетым, сытым и иметь определенные привилегии. Поэты тех времен создавали панегерики и оды «на заказ» за вознаграждение.

 

Литература как бизнес

 

После изобретения печати литература стала частью издательского бизнеса и с этих времен литераторы начали получать гонорары за свои произведения.

В России ХІХ века среди дворян, являвшихся основой литературного цеха того времени, не приветствовалось брать деньги за сочинительство. Но А. С. Пушкин заложил новую традицию, весьма дорого продавая свои стихи. Так, в 1824 году он получил за выход в свет первого издания «Бахчисарайского фонтана» (1200 экземпляров) гонорар размером в 3 тыс. руб.; в 1825 году за выход книги «Стихотворения Александра Пушкина» (1200 экземпляров) – 8 040 руб.; в 1824 году за «Евгения Онегина» – 12 000 руб. (В те времена, шикарный обед в ресторане стоил не дороже рубля, семья с умелым работником на вывоз – не больше 500 руб.).

В дальнейшем в царской России гонорары писателей неуклонно росли. После революции 1917 года отечественные литераторы также чувствовали себя неплохо. Как известно, Владимир Маяковский разъезжал по Москве на шикарном автомобиле, а Сергей Есенин был совладельцем кафе и двух кинотеатров. Анна Ахматова получала рубль за строку (зарплата секретарши в то время была около 15 рублей в месяц, квалифицированного работника – около 25 рублей).

В более позднее советское время литераторы вступали в Союз писателей, созданный в 1934 году на Первом съезде писателей СССР. Принимали в СП авторов, имеющих две опубликованные и отрецензированные книги, а также рекомендации трех членов СП. Эта организация давала литераторам определенные материальные блага в виде гарантированных заказов-гонораров, жилья вне очереди, дач по символической цене, льгот по оплате коммунальных расходов, творческих командировок и т.д. О том, какие гонорары могли быть в те годы, легко судить по материальном вознаграждении создателям гимна СССР 1944 г.:

«О вознаграждении поэтов и композиторов, принявших участие в работе по созданию гимна Союза советских социалистических республик

Совет Народных Комиссаров ССР постановил:

1. Авторам текста государственного гимна Союза Советских Социалистических Республик – Сергею Михалкову и Эль-Регистану выдать денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей.

2. Автору музыки государственного гимна Союза Советских Социалистических республик – композитору А. В. Александрову выдать денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей».

(Автомобиль в то время стоил 8 000 – 16 000 тысяч рублей).

Количество членов СП в поздний советский период доходило до 10 000 человек.

Социально-экономические преобразования 80-90-х годов ХХ века изменили ситуацию. «Сладкая жизнь» советских писателей канула в прошлое. Ориентиром стала жизнь литераторов в зарубежных странах. Она представлялась также весьма безбедной и для маститых, и для начинающих авторов, гонорары которых сопоставимы с гонорарами звезд эстрады и шоу-бизнеса: Например, аванс, выплачиваемый автору за его первый роман, в среднем составляет в США около 5 000 долларов плюс дополнительные выплаты, если оговоренный в контракте авторский процент от продаж превысит эту сумму.

«В 2013 году поставлено два окололитературных рекорда. Начальный тираж нового романа японского писателя Харуки МУРАКАМИ "Бесцветный Цукуру Тадзаки и его годы паломничества" составил 1 млн. экз., а гонорар писателя без учета процентов с продаж – $5 млн. Никому не известная 15-летняя пакистанка Малала ЮСУФЗАИ получит $3 млн. за книжицу мемуаров о том, как ее школьный автобус обстреляли талибы и как трудно получить образование в странах третьего мира…

Доход Джоан Роулинг превысил $1 млрд. Конечно, в основном это деньги за экранизацию ее "Гарри Поттера", но и миллионные тиражи саги приносят ей немалый доход. Всего вышло около 500 млн. экз. книг о волшебнике.».

Стоит вспомнить, что одним из самых плодовитых писателей всех времен и народов был испанец Лопе де Вега. Кроме «Собаки на сене», он написал еще тысячу восемьсот пьес, причем все они – в стихах. Ни над одной пьесой он не трудился более трех дней. При этом, работы его недурно оплачивались, так что Лопе де Вега был практически мультимиллионером, что среди писателей встречается крайне редко.

Джек Лондон был социалистом, а кроме того – первым в истории американским писателем, заработавшим своим трудом миллион долларов.

Однако современная российская литературная действительно разительно отличается от зарубежной. Отечественные авторы, хотя и получают роялти, как и зарубежные, но рассчитываются те по-другому. Если в цивилизованных странах литератор получает от 4 до 25 % (в среднем – около 8-10%) от конечной цены книги, то в России – от издательской (т.е. около 2-4% от конечной цены). Обычный автор получит около 10 рублей за книгу в твердом переплете или 30 000 рублей за тираж в 3 000 экземпляров.

Также автор может заработать на продаже прав зарубежному издательству или на экранизацию. (Любопытно, что из американских писателей больше всего экранизировались произведения Эдгара По – 114 раз).

Продажа прав зарубежным издателями может принести от 1000 до 30 000 евро. Продажа прав на экранизацию – значительно больше. Но случаи продажи прав на литературное произведение за границу или на экранизацию в нашей стране достаточно редки.

Сегодня в России прилично зарабатывают только избранные писатели, имеющие тиражи в десятки и сотни тысяч экземпляров. Их гонорары могут исчисляться даже в миллионах рублей.

Однако большинство литераторов таких денег, конечно, не видит. Современные писатели зарабатывают меньше кассиров в супермаркете.

 

Как зарабатывать писателю?

 

Перед многими писателями становится вопрос: быть профессиональным писателем или совмещать любимое дело с другой работой? Однако практически все писатели обычно тяготятся своей работой. Тот же Чехов мечтал бросить врачевание, чтобы заниматься писательством. Но именно работа дает жизненный опыт, материал, который идет на «постройку» литературного произведения. Так, медицинское образование и врачебная практика позволяли Чехову расширять круг своих наблюдений, брать из них необходимое для своего литературного творчества.

Для того чтобы облегчить жизнь литераторов, учреждаются премии, гранты, стипендии. Самые известные зарубежные литературные премии это:

– Нобелевская премия по литературе (швед. Nobelpriset i litteratur), ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы и сегодня составляющая более 1 миллиона долларов США. Из отечественных литераторов ее в разные годы получали И.Бунин, Б.Пастернак, М.Шолохов, А.Солженицын, И.Бродский;

– Букеровская Международная премия (Man Booker International Prize), вручается раз в два года за «творческую активность, развитие и общий вклад в мировую художественную литературу» и составляет 60 000 фунтов стерлингов. Отличается от существующей Букеровской премии, на которую могут претендовать только граждане Британского Содружества и Ирландии, тем, что открыта для всех, пишущих на английском языке;

– Гонкуровская премия (Prix Goncourt) (Франция), присуждаемая ежегодно французская литературная премия за достижения в жанре романа. Одна из наиболее почетных и авторитетных во Франции с премиальным размером всего в 10 евро. Но победитель получает существенное увеличение продаж своих книг.

Самые известные отечественные литературные премии:

– Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства, присуждаемая Президентом РФ. Размер – 100 тыс. долларов. Ее лауреатами были В.С.Маканин, В.Н.Войнович, А.Г.Волос и т.д.;

– Государственная Пушкинская премия России, присуждаемая «за создание наиболее талантливых произведений в области поэзии» и имеющая размер в 1600 минимальных размеров оплаты труда;

– Премия «Дебют» для авторов моложе 25 лет, пишущих на русском языке. Победители получают почетный приз «Птица»;

– Премия Аполлона Григорьева «за лучшее произведение года во всех жанрах, кроме критики, литературоведения и культурологии». Размер главной премии – 25 тыс. долл. Другие лауреаты получают ноутбуки и принтеры (орудия труда писателя) на сумму 2 тыс. 500 долл. каждому;

– Национальный бестселлер, вручаемая за прозаические произведения на русском языке. Размер премии – 10 тыс. долл. Лауреатами этой премии в разное время были М.Шишкин, В.Пелевин, А.Проханов и т.д.

Конечно, с помощью премий, грантов, стипендий удается поддержать лишь малую часть талантливых литераторов. Но не все так плохо сегодня для отечественных авторов. В последние годы активно развивается электронное издательство. На рынок выходят такие компании как Литрес, Amazon, Smashwords, которые позволяют публиковаться практически всем желающим и выплачивают от 30 до 85% роялти.

В связи с этим современные литераторы определенно имеют материальное будущее. Однако будущее это будет непростым, так как конкуренция постоянно растет. Сегодня литературой занимается не элита общества, а практически все общество. Каждый из участников социальных сетей фактически является производителем текстового контента. Только на ресурсе Проза.ру зарегистрированы 230 000 авторов с 5 500 000 произведений. На ресурсе Стихи.ру – 660 000 авторов и 31 300 000 произведений. На самом популярном сервисе самостоятельной публикации Amazon Kindle Direct Publishing в каждой из сотен категорий книг «выложено» по нескольку миллионов произведений.

Разумеется, литературный копирайтинг нельзя сводить исключительно к получению материального вознаграждения. Об этом уже говорилось выше на примере граждан древнего Рима и российского дворянства, не стремящихся за заработкам. Не все измеряется деньгами.

В конце концов, каждый литератор сам решает, для чего он пишет: ради самовыражения или ради материального вознаграждения. Впрочем, возможен и компромисс, если вспомнить строки А.С.Пушкина из стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом»:

 

«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…»

 

Еще один вопрос стоит перед авторами: писать умно или интересно, высокую или низкую литературу. Высокая достойнее, но низкая оплачивается лучше.

Писать нужно много. И потому, что не известно, какое произведение «выстрелит» (сколько произведений кануло в вечность у тех же Л.Толстого, А.Дюма, Лопе де Вега и т.д.). И потому, что не каждое опубликованное произведение приносит большой доход.

Как уже говорилось, литературное дело – венчурное, рисковое. Очень трудно предсказать успех того или иного литературного произведения, его место в будущем. По этому поводу есть строки еще одного нашего замечательного поэта Ф.Тютчева:

 

«Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…»

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Когда, сколько, где работать копирайтеру

Вдохновение, стимулирование творчества

Жанр и критерии мастерства

Псевдоним и соавторство копирайтера

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru