...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Интерес аудитории к истории в тексте копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Интерес аудитории к истории в тексте копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Интерес аудитории к истории в тексте копирайтера"

 
   

 

Привлечь внимание аудитории к истории – это одно, удержать внимание на протяжении истории – совсем другое.

Но какая структура воздействует на разум и душу человека? Что устанавливает эмоциональную связь между историей и аудиторией? Что заставляет следить за разворачивающимся действием с интересом?

Если свести вместе все факторы интереса, выделяемые исследователями историй, то можно составить следующий список:

– любопытство,

– сопереживание,

– саспенс,

– драматическая ирония,

– логика.

 
   

Необходимо отметить, что в разных историях на передний план могут выходить как факторы, апеллирующие к разуму, так и факторы, апеллирующие к эмоциям. Также в историях может быть представлено сразу несколько различных факторов.

 

Любопытство к истории в тексте копирайтера

 

Человек по своей природе любопытен. Он хочет знать, что его ждет в той или иной ситуации, как ему поступать, чтобы оказаться в выигрыше. Поэтому он следит за похожими на него персонажами. Аудитории интересно, как герой выпутается из неприятностей. Также аудитория наблюдает и за развитием самой истории: «А что будет дальше? А потом? Чем все закончится?»

Использование любопытства свойственно практически всем историям. Но особенно оно необходимо в детективных историях, в которых не ясно, кто же является настоящим преступником. Поэтому в начале детективной истории обычно аудитории известно меньше, чем персонажам. Далее по ходу развития истории любопытство подогревается подачей фактов, деталей, косвенно указывающих на предысторию конфликта или взаимоотношений: автор лишь намекает на правду и отвлекает аудиторию от верных выводов, пускает ее по ложному следу, заставляя обманываться и сомневаться в своих выводах.

 

Сопереживание к истории в тексте копирайтера

 

Люди являются носителями позитивных жизненных ценностей. Поэтому аудитория не только следит за действиями героев, но и сопереживает тем из них, в ком есть добрые чувства, тем, кто совершают добрые поступки. При этом герои не обязательно должны быть положительными. Мы также сочувствуем и отрицательным героям, если они проявляют понимание, благородство, демонстрируют внезапный порыв доброты, способны любить, говорить правду, вступиться за слабого и т.д.

Если аудитория замечает проявление чего-то позитивного в герое, то эмоционально откликается на это и начинает испытывать сочувствие, беспокоиться. Так налаживается эмоциональная связь с персонажами, и человек начинает пристально следить за их дальнейшими действиями, переживаь за них.

 

Саспенс в истории для текста копирайтера

 

Саспенс – это состояние тревожного ожидания (от англ. suspense – неопределенность, приостановка; от лат. suspendere – подвешивать). Включает в себя и любопытство, и беспокойство.

В историях, построенных на саспенсе, финал не известен. История может закончиться как хорошо, так и плохо, преступник может быть как найден, так и не найден. Саспенс – это прежде всего неуверенность.

Часто неуверенность сквозит в действиях героя. Аудитория может не представлять себе, какую возможность выберет персонаж в той или иной ситуации. Он вроде бы собирается предпринять одно, но ему что-то мешает, и не ясно, на что же он решится в конце концов. Чем крепче у нас эмоциональная связь с героем, тем сильнее напряжение неуверенности. Успеет – не успеет? Поймет – не поймет? Увидит – не увидит? Догонит – не догонит? Убьет – не убьет? Спасет – не спасет? И т.д.

Также неуверенность может быть присуща самой аудитории, которая не знает, как дальше начнет развиваться действие, что ждет героев.

Если обе эти неуверенности присутствуют в истории, то она становится еще более привлекательной для аудитории.

На всем протяжении истории, построенной на саспенсе, персонажи и аудитория обладают одной и той же информацией. И герои, и люди, за ними следящие, одновременно открывают какие-то факты и не знают, что будет дальше.

Аудитория может переживать за главного героя, подвергающегося опасности. Но также может и не переживать за главного героя, например, сыщика, ведущего расследование и не подвергающегося реальной опасности. Аудитории может быть достаточно «умственного труда», она может просто наблюдать за ходом расследования, «соучаствувать» в нем.

При быстром развитии сомнения в дальнейших действиях или поступках создается наибольшее напряжение неуверенности. Максимума оно достигает, когда герой всего в шаге от заветной цели. Протяни руку – и дело будет сделано. Но не ясно: протянет ли герой руку, сможет ли он совершить это действие.

Развязка, победа героя «проявляется» медленно. Когда герой получает желаемое, все напряжение рушится. По ходу развития истории одна волна напряжения сменяется другой – еще большей, та сменяется еще большей и самая большая волна напряжения ждет аудиторию в обязательной сцене. После максимума напряжения наступает разрядка – финал истории.

 

Драматическая ирония в истории для текста копирайтера

 

Истории, основанные на драматической иронии, исключают любопытство в отношении фактов и результата. Аудитория с самого начала знает, что ждет персонажей, чем все закончится. Интерес в таком случае вызывается прежде всего с помощью беспокойства за персонажей. Аудитория с ужасом ждет, как отреагирует герой на то или иное событие, и сострадает человеку, который, ничего не подозревая, идет прямо катастрофическим последствиям.

Наблюдая за действиями героев, аудитория «уговаривает» героя: «Не делай этого!», «Не поступай так!» и задается вопросами: «Почему он так поступил?», «Что было бы, если бы он поступил по-другому?» и т.д.

Воспринимая истории, построенные на драматической иронии, аудитория сосредотачивается на внутреннем мире персонажей, на анализе их поведения, мотивов, причинно-следственных связей – на том, что в историях другого типа может остаться незамеченным.

 

Логика в истории для текста копирайтера

 

История всегда развивается в соответствии с определенной логикой. В противном случае аудитория не сможет следить за ее развитием, перестанет понимать и события, и действия героев.

Александр Митта говорить о трех видах логики, используемых в историях:

1. Казуальная логика;

2. Диалектическая логика;

3. Антилогика.

 

Казуальная логика в истории для текста копирайтера

Казуальная логика использует причинные связи. Соответственно ей, «каждое действие должно иметь свою причину и быть причиной следующего действия.

Потому что я устал, я заснул. Потому что я поспал, я проснулся бодрым и голодным. Потому что я голоден, я поел. Потому что я сыт, я могу работать. Потому что наработался, нагулял аппетит. Потому что голоден, опять поел…

В сюжетной истории с казуальной (обычно житейской) логикой рассказ движется последовательно от причины к следствию, от следствия к причине…»

 

Диалектическая логика в истории для текста копирайтера

Диалектическая логика рвет прямые причинные связи, сталкивает несовместимые понятия, биты сцены, создает из противоположностей новый метафоричный образ. При использовании диалектической логики часто описываются детали, дающие представление о целом. Если казуальная логика последовательно рассказывает о чем-то, то диалектическая позволяет, скорее, самостоятельно догадаться об этом.

«"Подул ветер, деревья стали гнуться, белье на веревках взметнулось вверх. Вдоль дороги полетели белые рубашки и полотенца. Они смешались с поднятой пылью. Тяжелые облака надвинулись. На землю упали первые капли дождя". Это описание события в казуальной логике.

"Окно внезапно распахнулось так, что стекла посыпались. Со стола слетела скатерть и трепеща прилипла к стене". Эти два кадра соединены по принципу диалектической логики. От их соединения мы догадались о третьей вещи – началась буря. Как видите, в диалектической логике таится энергия образного рассказа.

Диалектический монтаж – это серия маленьких вспышек, озаряющих реальность новым смыслом, в отличие от "американского" монтажа, создающего комфортное струение. Диалектический монтаж раздражает, действует возбуждающе. Он хорош для эмоциональных сцен…».

 

Антилогика в истории для текста копирайтера

Антилогика – это логика различных случайностей, нелепостей, совпадений. Она может сделать историю неправдоподобной. Мы знаем, что случайности бывают очень редко. Но тем не менее они бывают. И именно случайности могут подчеркнуть правдоподобность реалистичной истории, если они не занимают центральное место и не используются многократно. Случайное событие в кульминации может убить всю историю.

Антилогика часто используется в иронических и абсурдных историях, а также в историях, главный герой которых является забавной, рассеянной или нелепой личностью. В таком случае и нагромождение странных происшествий, и неадекватное поведение воспринимаются как нечто совершенно логичное.

 

Та или иная логика в истории обязательно должна быть. Ей следует присутствовать как в развитии общего действия, так и в действиях ее героев. Аудитория не любит непонятных историй, в которых автор выступает в роли фокусника. Ведь в жизни ничто из ниоткуда не появляется и в никуда не исчезает.

Вместе с тем существуют истории с нарушенной логикой. Самые известные из них – фильмаы «Терминатор» и «Матрица». В этих историях нарушены логические связи между прошлыми и будущем, между реальным и воображаемым миром. Аудитория чувствует определенный обман, но прощает его создателям истории в обмен на эмоционально увлекательное действие.

 

Честная игра с аудиторией истории в тексте копирайтера

 

Интерес в истории должен создаваться путем использования логичных, оправданных инструментов. Все события, на первый взгляд случайные, должны оказаться не случайными. Все действия должны быть оправданы и играть на общее развитие истории.

С помощью оригинальных трюков можно напугать или рассмешить аудиторию. Но если эти трюки не связаны с сутью истории, то они так и останутся чужеродными элементами. На дешевых трюках историю не построишь.

Если один человек бросается на другого с ножом, то не для того, чтобы подать столовый прибор для нарезания хлеба. Если герой спрашивает героиню, замужем ли она, то не для того, чтобы просто пошутить по этому поводу. Если героиня срывает с себя одежду, то не для того, чтобы показать, какой на кофточке лейбл. Если человека хватают за горло, то это не просто фантазия одного из персонажей. И т.д.

Аудиторию также можно заставить напрячься, показав приготовления героя к какому-то важному, опасному действию. Но если он откажется от этого действия, не произведет его, «взведенная» аудитория будет поражена и разочарована одновременно – ведь ничего не случилось, ничего не изменилось.

Не лучшей будет история с «ложной тайной», когда в начале представлено событие, привлекающее интерес, но затем речь идет о чем-то другом, довольно-таки скучном. В таком случае аудитория будет ждать разгадки тайны, практически не следя за тем, что происходит по ходу истории. Автором она будет недовольна: «Нет, чтобы сразу сказать, в чем дело. Приходится столько сил и времени потратить впустую, чтобы добраться до разгадки…».

Также нельзя обманывать ожиданий аудитории, которая берется за знакомство с историей, чтобы обогатить себя новым опытом. Если конец истории окажется предсказуемым, таким, каким и ожидалось, то люди будут разочарованы. Даже если в соответствии с законами жанра концовка должна быть счастливой или несчастливой, ей все равно следует быть неожиданной. Все нужно разрешить не так, как обычно, не так, как можно было ожидать. Аудитория должна быть удивлена: «Вот как может быть!» Между ожиданием и результатом должна быть брешь.

Всегда стоит подумать над тем, как создать интерес аудитории логично и органично, не используя дешевых приемов. Ведь несколько раз обманувшись, аудитория больше не будет ловиться на трюки и может потерять интерес и ко всей истории, и к ее автору.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Диалог в истории

Детали и символы

Фабула, сюжет и линия истории

Структура истории

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru