...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Замысел текста в работе копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Замысел текста в работе копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Замысел текста в работе копирайтера"

 

 
   

По большому счету, работа над текстом начинается именно с замысла. Под него собирается информация, согласно ему формулируется основная идея. Как пишет Е. Прохоров:

«В замысле прежде всего определяется возможное будущее содержание произведения – его тема (греч. thema – "положенное в основу"), совокупность явлений жизни, о которых пойдет речь; проблема (греч. problema – "выдвигаемое вперед, задача") – вопрос, рассматриваемый на данном жизненном материале; идея (греч. idea – "мысль, знание") – выводы, суждения, мнения, предложения, которые будут обосновываться и доказываться при решении поставленных вопросов на материале рассматриваемых явлений действительности. Наряду с этим, пусть неотчетливо, в различных вариантах формируется представление о форме произведения – наметки жанрового, композиционного, стилевого решения.

 
   

В первоначальном замысле слагаемые содержания и формы находятся преимущественно в состоянии гипотез (греч. hipothesis – "предположение, вероятное основание") – возможных, предполагаемых вариантов решения…»

Одна из наиболее часто встречающихся форм замысла – это поиск ответа на вопрос «что если»: «Что случится, если президент разведется?», «Что будет, если соседи подерутся?», «Что, если мы выйдем ночью на демонстрацию?» и т.д.

Вместе с тем, источником замысла могут стать какие-то происшествия, впечатляющая картина, обрывок чьего-то разговора, задание редакции, письмо и т.д.

Журналист В. Аграновский говорит о своих источниках замысла:

«Мне известны два. Первый – собственный социальный опыт журналиста, его информированность в широком смысле этого слова, его знания. Все это, достигнув определенной концентрации, как бы "выпадает в осадок" в виде замысла, способного в свою очередь трансформироваться в тему, и для газетного решения темы будет недоставать только факта, на поиски которого журналист и должен тратить силы. Второй источник – сам факт, пришедший "со стороны" и дающий толчок для возникновения замысла: тогда газетчик, основываясь на имеющихся у него знаниях, "перерабатывает" замысел в тему.

Разумеется, оба источника накрепко взаимосвязаны, их разделение весьма условно. Успех в каждом конкретном случае зависит либо от суммы наших знаний – когда мы имеем дело с фактом как источником возникновения замысла, либо от нашей вооруженности фактами – когда замысел и тема рождаются "внутри нас"…»
            А вот как, например, описывает замысел известного режиссера Роберт Макки:

«В 1965 году Ингмар Бергман заразился лабиринтитом, вирусным заболеванием внутреннего уха, при котором больной страдает от непрекращающегося головокружения, не оставляющего его даже во сне. В течение нескольких недель Бергман лежал в постели с неподвижно зафиксированной головой и старался сдерживать головокружение, неотрывно глядя на пятно, которое врач нарисовал на потолке. Однако стоило ему отвести взгляд, как все в комнате начинало вращаться. Концентрируясь на пятне, он начал рисовать в своем воображении два лица, сливающихся друг с другом. Однажды, уже после выздоровления, он взглянул в окно и увидел медицинскую сестру и пациента, которые сидели, взявшись за руки. Эти образы, отношения между медсестрой и пациентом, сливающиеся лица дали жизнь такому шедевру Бергмана, как "Персона"».

Замысел – вещь сугубо индивидуальная, определенная личностью автора, его жизненным опытом и сиюминутным состоянием или даже настроением. То, на что не обратит внимание один копирайтер, может вдохновить другого. Причем один и тот же факт может вызвать у разных копирайтеров разные же замыслы. Вот что говорит о замысле К. Паустовский:

«Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния.

Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.

Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок.

Кто знает, будет ли это случайная встреча, запавшее на душу слово, сон, отдаленный голос, свет солнца в капле воды или гудок парохода.

Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих.

Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате.

Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.

Если молния – замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным.

"И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал".

Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. Но это так называемое "вынашивание" замысла происходит совсем не так, как это представляют себе наивные люди. Оно не выражается в том, что писатель сидит, стиснув голову руками, или бродит, одинокий и дикий, выборматывая свои думы.

Совсем нет! Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей "быстротекущей жизни".

Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить "в себя". Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли».

Источники замысла так различны и порой неожиданны, что о них даже слагаются литературные анекдоты. Вот один из них:

 

Жена Толкиена спрашивает у мужа:

– Где твое обручальное кольцо?

– Дорогая, ты не поверишь!...

...Так родилась трилогия «Властелин колец».

 

Замысел не контролируется копирайтером. Он появляется сам по себе. Причем может осуществиться даже во сне. Как замечает Ю. Вольф, «сны – один из самых распространенных видов творчества. Только представьте – каждый из нас в течение жизни создает несколько десятков тысяч коротких фильмов, полных действия, драматизма и волнений, в которых главные роли исполняем мы сами или наши близкие и друзья, которых уже может и не быть на свете, а иногда приглашаем на роль и мировых звезд. Мы создаем сценарий, подбираем актеров, режиссируем, ставим свет и звук – и все это в одно мгновение, без долгих раздумий. Это работает наша фантазия!

Есть много случаев, когда вдохновение приходило к писателям во сне. Летом 1816 года Мэри Вулстонкрафт Годвин и ее будущий муж Перси Шелли навестили лорда Байрона в его швейцарском шале. Вечерами гости читали друг другу истории с привидениями. Однажды Байрон предложил им самим написать что-то подобное, Мэри увидела нечто вроде сна наяву. Вот как она это описывает:

"Я опустила голову на подушку, но сон не шел… Глаза мои были закрыты, и только каким-то внутренним зрением я увидела... бледное лицо студента грешных искусств, опустившегося на колени перед грудой какого-то хлама".

Это видение легло в основу ее романа "Франкенштейн"».

Некоторые творческие личности даже ставят сны себе на службу. Так, например, «человеком, который доводил свою работу над сновидениями до крайности, был писатель-фантаст А. Э. Ван Вогт. Он заводил свой будильник через каждые 45 минут. Просыпаясь, он оценивал, что ему за это время приснилось и как это можно использовать в книге, которую он писал. Затем он старался понять, где в рассказе проблемы, и снова засыпал. И так продолжалось всю ночь. Это выглядит немного безумно, но Ван Вогт написал сотни рассказов и много романов и считается одним из лучших писателей-фантастов середины XX века».

Можно также вспомнить и художника Дали, который спал с ложкой в руках, чтобы быть разбуженным при ее падении и зафиксировать самые кульминационные моменты своего подсознания.

Замысел – это всегда только общее направление творческой мысли. А вот основная идея – уже конкретный маршрут. Как писал Сергей Довлатов:

«Всякая литературная материя делится на три сферы:

1. То, что автор хотел выразить.

2. То, что он сумел выразить.

3. То, что он выразил, сам этого не желая».

Угадать по готовому тексту, каким был изначальный замысел автора, невозможно. Об этом свидетельствует следующий исторический анекдот:

 

Дарья Донцова, отцом которой был советский писатель Аркадиий Васильев, росла в окружении творческой интеллигенции. Однажды в школе ей задали написать сочинение на тему: «О чем думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть „Белеет парус одинокий"?».

Донцова попросила помочь ей самого Катаева. В результате Дарья получила двойку, а учительница литературы написала в тетради: «Катаев совсем не об этом думал!».

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Сбор информации

Методы исследования

Концептуализация текста

Генерирование основной идеи

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru