...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Ритм и темп текста в копирайтинге

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Ритм и темп текста в копирайтинге"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Ритм и темп текста в копирайтинге"

 

 
   

Ритм в тексте

Темп текста

 

Ритм в тексте копирайтера

 

Придание тексту ритмичности облегчает его восприятие. Человек плавно скользит глазами по предложениям, структурированным определенным сочетанием ударных и безударных слов. Как писал К. Паустовский:

«У подлинной прозы всегда есть свой ритм.

 Прежде всего ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без напряжения, вся сразу. Об этом говорил Чехов Горькому, когда писал ему, что "беллетристика должна укладываться (в сознании читателя) сразу, в секунду".

Читатель не должен останавливаться над книгой, чтобы восстановить правильное движение слов, соответствующее характеру того или иного куска прозы».

 
   

Придать предложению ярко выраженный ритм можно, используя симметричную конструкцию предложения. Осью симметрии служит знак препинания, делящий предложение на равные части («Сухая кожа – счастливый малыш», подгузники «Памперс»).

Длинные предложения делают текст размеренным, «усыпляющим». Короткие «бодрят». Важно, чтобы текст не состоял из исключительно коротких или длинных слов.

В книге «1985» Гари Провост очень интересно продемонстрировал эксперименты с длиной предложений:

 

«В этом предложении пять слов. А вот еще пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия. Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения, и я создаю музыку. Музыка. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины. А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии, фразой-крещендо, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай, это что-то важное».

 

Сочетание коротких, средних и длинных предложений создает так называемый «рваный» ритм, который и не утомляет читателя напряжением, и не усыпляет размеренностью. Одна из моделей такой ритмичности: два длинных предложения, одно короткое, одно очень короткое. Однако это чересчур механистический подход: содержание текста может просто не влезть в прокрустово ложе подобного ритма (что вполне подтверждается рассмотренными ранее примерами текстов Льва Толстого и Габриеля Гарсиа Маркеса).

Ритм можно менять не только длиной предложений, но и длиной абзацев, чередуя короткие, длинные, средние абзацы.

Вне зависимости от авторского стиля, в профессиональных текстах всегда задан определенный ритм чтения. Его легко почувствовать в поэзии (как в рифмованных, так и в белых стихах).

Важнейшим элементом стихотворения является ритмическая единица, собственно и задающая ритм. Так, в русском языке, где слоги произносятся практически с одинаковой скоростью, ритмической единицей 1-го уровня является «слог».

Ритмическая единица 2-го уровня – это «стопа», образованная чередованием ударных и безударных слогов.

Ритмическая единица 3-го уровня – «строка».

Ритмическая единица 4 –го уровня – поэтическая строфа (в песенной поэзии – куплет), обычно состоящая из четырех строк.

Стихотворения, как правило, пишутся определенными размерами. Как правило,  выделяют пять основных размеров – хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Хорей – это простой двусложный размер стихосложения, в котором ударения приходятся на нечетные слоги (1, 3, 7 и т.д.):

 

«Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

– Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч».

(А. Барто)

 

Ямб – двусложный размер стихосложения, в котором ударения падают на четные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб.

 

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог».

(А. С. Пушкин).

 

Дактиль – трехсложный размер стихосложения, в котором ударения падают преимущественно на 1, 4, 7 и т.д. слоги. То есть, трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырехстопный дактили.

 

«Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела;

В два ряда свет – и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала».

(А. Фет)

 

Амфибрахий – трехсложный размер стихосложения, в котором ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Наиболее распространен четырехстопный амфибрахий:

 

«Не ветер бушует над бором,

 Не с гор побежали ручьи -

 Мороз-воевода дозором

 Обходит владенья свои».

 (Н. А. Некрасов)

 

Анапест – это трехсложный размер стихосложения, в котором ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Наиболее распространен трехстопный анапест.

 

Мой любимый, мой князь, мой жених,

Ты печален в цветистом лугу.

Повиликой средь нив золотых

Завилась я на том берегу.

(А. Блок)

 

Нельзя не упомянуть также гекзаметр (по сути является видоизмененным дактилем), которым написана знаменитая «Илиада» Гомера:

 

«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным…»

 

Пример ритма в рифмованных стихах:

 

«Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот – и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

 

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь…»

(С.Есенин)

 

«Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу историю загоним.

Левой!

Левой!

Левой!..»

(В.Маяковский)

 

Пример ритма в белых стихах:

 

«Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня…»

(А.Пушкин)

 

«Когда вы стоите на моем пути,

Такая живая, такая красивая,

Но такая измученная,

Говорите все о печальном,

Думаете о смерти,

Никого не любите

И презираете свою красоту –

Что же? Разве я обижу вас?»

(А. Блок)

 

Чтобы заметить ритм в прозе или в стихах, проще всего прочитать текст вслух. Чтение вслух также выявит и сбои в ритме.

 

Темп текста в копирайтинге

 

Каждый текст написан и читается в своем темпе. Темп – это скорость, с которой разворачивается повествование. Какой темп является наиболее подходящим? На это вопрос попытался ответить С. Кинг:

«Есть в издательских кругах невысказанное (а потому не определенное и не проверенное) поверье, что наиболее коммерчески успешные рассказы и романы написаны в быстром темпе. Я думаю, в основе этого поверья лежит мысль, что в наше время у людей столько дел и они так легко отвлекаются от печатного слова, что их внимание не удержать, если не стать поваром быстрой еды, подающим шипящие котлеты, картошку и яичницу со всей возможной скоростью...

Нет, ничего плохого нет в романах с быстрым темпом. Некоторые вполне хорошие писатели – Нельсон Демилль, Уилбур Смит и Сью Графтон, если назвать всего троих, заработали на таких романах миллионы. Но с этой скоростью можно переборщить. Несясь слишком быстро, рискуешь оставить читателя позади, он запутается или просто устанет…

 Я считаю, что каждая вещь должна разворачиваться в своем собственном темпе, и это не обязательно бег сломя голову. И все же нужно осознавать: если слишком замедлить темп, даже у самого дисциплинированного читателя может лопнуть терпение».

Трудно не согласиться со Стивеном Кингом. Темп текста, конечно же, должен соответствовать содержанию произведения.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Художественные приемы

Рифма в текстах

«Лицо» текста

Визуальные факторы

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru